А теперь перейду к самой работе и её небольшому описанию:
С выбором самой модели проблем никаких не возникло (у меня уже давно ждала своего часа коробочка от Воронежской фирмы ВЭС ). Несмотря на то, что модель отлита давно по технологии ЛНД и считается очень сложной в сборке, на сегодняшний день это самая геометрически точная и проработанная модель самолёта Су-24М. Инструкции в моей коробке не оказалось, но с этим проблем не возникло- друзья прислали скан.
Для работы я так-же использовал смоляную кабину от «НеОмеги» , колёса от «Экипаж» и смоляные сопла от «АМИГО».
По началу работа пошла довольно быстро, но когда дошёл до подсборки крыльев, передо мной встала дилемма: как делать? Вариантов было несколько: с полностью убранной механизацией и максимальной стреловидностью («стояночная» конфигурация), полностью выпущенной, взлётно-посадочной с минимальной стреловидностью и «рабочий» вариант закрылков/предкрылков (набор позволяет реализовать и этот вариант). Изначально мои амбиции склонились к последнему и я принялся его реализовывать.
Промучавшись с этим вариантом очень долгое время и изучив огромное количество фото, я пришёл к выводу, что нужно либо упрощать конструкцию (тогда страдает копийность), либо делать максимально копийно (тогда нужно жертвовать подвижностью). Я выбрал второе. На самолёте установлен двущелевой закрылок с дефлектором, причём этот самый дефлектор разбит на большое количество секций. Дефлектора в наборе не было (упрощение копийности в угоду возможности «уборки» закрылков на модели). Пришлось выпиливать эту деталь довольно сложной формы самостоятельно. Затем я делил эту деталь на отрезки необходимой длины и делать стойки под них на закрылке. Узлы крепления так-же переделал. Приводы закрылков на самолёте прикрыты резиновой манжетой. Её я попытался сымитировать навитой проволкой, которую несколько раз пролил густой грунтовкой.
Перейду к самому крылу (точнее к его подвижной части (ПЧК)). Место, куда входит закрылок, по всей длине консоли изнутри максимально утончил и проклеил фольгой. (Как верхней части, так и нижней).
С предкрылком работы было поменьше: зачистил и подогнал для установки по месту и изготовил приводы (резьбовые штоки). Их я имитировал так- же проволокой с навивкой.
Далее- склейка и тщательная обработка/подгонка всех элементов и изготовление БАНО на концах крыльев.
Теперь можно вплотную заняться фюзеляжем.
Изучив инструкцию и членение модели, я выбрал свой, несколько отличный путь сборки.
Носовая часть. Для упрощения сборки, вырезал створки носовой стойки. Далее — подгонка и установка смоляной кабины. Окраска и тонировка всего оборудования производилась после вклеивания. Сформировал нишу носовой стойки. Носовой обтекаль пришлось-таки сверху выравнивать (как ни старался тщательно подогнать половинки- увы, литьё имело деформацию).
Следующий этап- склейка нижних получастей и стыковка ГЧ с нижней половиной фюзеляжа. Потом приклеивал каналы и сами воздухозаборники. Таким образом получалась конструкция полностью открытая сверху с возможностью хоть как-то обработать внутреннюю часть ВЗ. Здесь опять обращу внимание, что если ОЧЕНЬ тщательно и долго подгонять детали, то сохраняется весь расшив и клёпка а шпатлевать практически не надо. Все швы проливал изнутри ЦА. Далее- установка внутренних распорок и формирование отсека основных стоек. Так как открывать створки на этой модели я не планировал, стойки пришлось вклеивать на этом этапе (как, собственно того и требует инструкция). Сами стойки и их элементы я предварительно обработал (зачистил тщательно) и доработал (имитировал штоки иглами и некоторые оси латунными трубками).
На этом этапе сборки обращу внимание на ещё одну немаловажную деталь матчасти: просматривая фото и изучив тему по Су-24 (здесь, на Scalemodels), обратил внимание, что створки подпитки двигателя на боковых панелях ВЗ при выпущенном положении механизации крыла ВСЕГДА открыты. Пришлось их выпиливать и делать самостоятельно, ибо в модели они даны расшивкой.
Теперь можно перейти и к верхней половине фюзеляжа.
Здесь, собственно особо описывать нечего: тщательная подгонка и приклеивание на места деталей по инструкции.
Стабилизаторы подвижными делать не планировал, поэтому сточил оси для приклеивания их в отверстия после сборки, а не во время склейки верха и низа (как требует инструкция).
Изготовил статические разрядники на все поверхности ( обожжёная на огне ворсинка от зубной щётки).
Теперь перейду к очень интересной, качественной, но в итоге практически не видной части модели: соплам двигателей АЛ-21 от Челябинской фирмы «АМИГО». Пожалуй, это мой самый жирный «суслик»…
Вся моя проработка этого великолепия свелась на нет, после установки на модель. (Следующий раз нужно делать съёмный задний обтекатель). От себя я тут добавил только боковые кожухи из фольги.
Далее — покраска внутреннего отсека и стоек основного шасси и сборка фюзеляжа в единое целое. Опять же? обращаю внимание: при тщательной подгонке и зачистке, все части сходятся довольно хорошо. Щели — минимальные. Вся клёпка сохраняется, а шпатлёвки нужно минимум.
Прозрачная часть кабины и ГПТ.
Головка штанги дозаправки в носу- собственного изготовления. Верхняя крышка-обтекатель – фольга. А вот с остеклением сложнее. Изначально планировал взять остекление от модели «Звезды», но увы….удалось использовать только откидные створки. Носовой козырёк от Звездовской модели мне не подошёл (он оказался ниже и уже, чем требовалось). Пришлось брать вакуумный, идущий в наборе.
У него, конечно, прозрачность и качество поверхности похуже, чем на «Звезде», но «Футура» спасла ситуацию и на модели всё смотрится вполне достойно.
Следующее место на самолёте, которое подверглось тщательной доработке и проработке — ЛТПС «Кайра-24».
Мне удалось найти качественные фото этого оборудования. По ним (из подручного материала) я его и доработал.
Передняя стойка.
Так-же как и с основными стойками, с передней пришлось немного повозиться. Во-первых серьёзной доработке подвергся грязезашитный шиток. Немного переделал подкос, ну и так-же заменил шток в цилиндре уборки на иглу. Надо отметить, что щиток получился уже, чем требовалось и никак не хотел устанавливаться на колёса «Экипажа». Увы, полностью этот «косячёк» устранить мне так и не удалось.
Подвесное оборудование и вооружение.
Изучив фото из Сирии и посовещавшись с друзьями, было принята такая схема: две бомбы на пилонах под ПЧК, подвесные баки на пилонах под НЧК, на центральных точках под фюзеляжем – балка МБД3-У6-68 и на задних подфюзеляжных пилонах также бомбы.
Имелось в наличии: две бомбы ФАБ-500-М62 (смола от «Prop&Jet»), балка от «Advensed Modeling» и два РБК-500 БЕТАБ от «Advensed Modeling» . Так как баков в наборе не было, решил их взять из того-же набора «Звезды». Но их предстояло серьёзно доработат: отделить бак от пилона и добавить на него деталировки. Заодно поменял и хвостовые стабилизаторы на более тонкие. Всё подвесное оборудование и вооружение сделал съёмным (с возможностью замены на другое).
Покраска, «обгадинг» и обдекаливание описывать не стану. Для меня в этом нет стандартов и на каждой работе он проходит индивидуально. Отмечу лишь, что декали использовал от Фирм «Бегемот»(техничка) и «Advensed Modeling» ОЗ и гос.регистрация на «Сирийские» борта.
Завершающий этап — окончательная сборка всей этой «ажурности», установка антенн, ПВД и датчиков угла.
Забыл упомянуть: ПВД также полностью самостоятельного изготовления.
Стих о Су-24 (с) Сергей Ефимов
Мне небеса вдруг обернулись пеклом,
Предательский удар из-за угла…
Я — самолёт с душою человека
С особой геометрией крыла.
Когда бьют в спину, знают — не промажут,
Какие уязвимые места…
И боль, начавшаяся где-то в фюзеляже,
Пронзает от кабины до хвоста.
Что, чёрт возьми, творится в этом мире?!
Не разглядеть мне сквозь огонь и дым.
Я не Шарли, я — Су-24,
И где таблички с именем моим?
Пике затянет… Головокруженье
Перемешает всё в калейдоскоп.
Мне не дано ни шанса на спасенье,
Я неизбежное встречаю прямо в лоб.
Земля обнимет, чтоб принять навеки,
Мой самописец пусть накроет мгла.
Я — самолёт с душою человека
С особой геометрией крыла.
Оригинал новости RT на русском:
https://russian.rt.com/article/132681
А теперь перейду к самой работе и её небольшому описанию:
С выбором самой модели проблем никаких не возникло (у меня уже давно ждала своего часа коробочка от Воронежской фирмы ВЭС ). Несмотря на то, что модель отлита давно по технологии ЛНД и считается очень сложной в сборке, на сегодняшний день это самая геометрически точная и проработанная модель самолёта Су-24М. Инструкции в моей коробке не оказалось, но с этим проблем не возникло- друзья прислали скан.
Для работы я так-же использовал смоляную кабину от «НеОмеги» , колёса от «Экипаж» и смоляные сопла от «АМИГО».
По началу работа пошла довольно быстро, но когда дошёл до подсборки крыльев, передо мной встала дилемма: как делать? Вариантов было несколько: с полностью убранной механизацией и максимальной стреловидностью («стояночная» конфигурация), полностью выпущенной, взлётно-посадочной с минимальной стреловидностью и «рабочий» вариант закрылков/предкрылков (набор позволяет реализовать и этот вариант). Изначально мои амбиции склонились к последнему и я принялся его реализовывать.
Промучавшись с этим вариантом очень долгое время и изучив огромное количество фото, я пришёл к выводу, что нужно либо упрощать конструкцию (тогда страдает копийность), либо делать максимально копийно (тогда нужно жертвовать подвижностью). Я выбрал второе. На самолёте установлен двущелевой закрылок с дефлектором, причём этот самый дефлектор разбит на большое количество секций. Дефлектора в наборе не было (упрощение копийности в угоду возможности «уборки» закрылков на модели). Пришлось выпиливать эту деталь довольно сложной формы самостоятельно. Затем я делил эту деталь на отрезки необходимой длины и делать стойки под них на закрылке. Узлы крепления так-же переделал. Приводы закрылков на самолёте прикрыты резиновой манжетой. Её я попытался сымитировать навитой проволкой, которую несколько раз пролил густой грунтовкой.
Перейду к самому крылу (точнее к его подвижной части (ПЧК)). Место, куда входит закрылок, по всей длине консоли изнутри максимально утончил и проклеил фольгой. (Как верхней части, так и нижней).
С предкрылком работы было поменьше: зачистил и подогнал для установки по месту и изготовил приводы (резьбовые штоки). Их я имитировал так- же проволокой с навивкой.
Далее- склейка и тщательная обработка/подгонка всех элементов и изготовление БАНО на концах крыльев.
Теперь можно вплотную заняться фюзеляжем.
Изучив инструкцию и членение модели, я выбрал свой, несколько отличный путь сборки.
Носовая часть. Для упрощения сборки, вырезал створки носовой стойки. Далее — подгонка и установка смоляной кабины. Окраска и тонировка всего оборудования производилась после вклеивания. Сформировал нишу носовой стойки. Носовой обтекаль пришлось-таки сверху выравнивать (как ни старался тщательно подогнать половинки- увы, литьё имело деформацию).
Следующий этап- склейка нижних получастей и стыковка ГЧ с нижней половиной фюзеляжа. Потом приклеивал каналы и сами воздухозаборники. Таким образом получалась конструкция полностью открытая сверху с возможностью хоть как-то обработать внутреннюю часть ВЗ. Здесь опять обращу внимание, что если ОЧЕНЬ тщательно и долго подгонять детали, то сохраняется весь расшив и клёпка а шпатлевать практически не надо. Все швы проливал изнутри ЦА. Далее- установка внутренних распорок и формирование отсека основных стоек. Так как открывать створки на этой модели я не планировал, стойки пришлось вклеивать на этом этапе (как, собственно того и требует инструкция). Сами стойки и их элементы я предварительно обработал (зачистил тщательно) и доработал (имитировал штоки иглами и некоторые оси латунными трубками).
На этом этапе сборки обращу внимание на ещё одну немаловажную деталь матчасти: просматривая фото и изучив тему по Су-24 (здесь, на Scalemodels), обратил внимание, что створки подпитки двигателя на боковых панелях ВЗ при выпущенном положении механизации крыла ВСЕГДА открыты. Пришлось их выпиливать и делать самостоятельно, ибо в модели они даны расшивкой.
Теперь можно перейти и к верхней половине фюзеляжа.
Здесь, собственно особо описывать нечего: тщательная подгонка и приклеивание на места деталей по инструкции.
Стабилизаторы подвижными делать не планировал, поэтому сточил оси для приклеивания их в отверстия после сборки, а не во время склейки верха и низа (как требует инструкция).
Изготовил статические разрядники на все поверхности ( обожжёная на огне ворсинка от зубной щётки).
Теперь перейду к очень интересной, качественной, но в итоге практически не видной части модели: соплам двигателей АЛ-21 от Челябинской фирмы «АМИГО». Пожалуй, это мой самый жирный «суслик»…
Вся моя проработка этого великолепия свелась на нет, после установки на модель. (Следующий раз нужно делать съёмный задний обтекатель). От себя я тут добавил только боковые кожухи из фольги.
Далее — покраска внутреннего отсека и стоек основного шасси и сборка фюзеляжа в единое целое. Опять же? обращаю внимание: при тщательной подгонке и зачистке, все части сходятся довольно хорошо. Щели — минимальные. Вся клёпка сохраняется, а шпатлёвки нужно минимум.
Прозрачная часть кабины и ГПТ.
Головка штанги дозаправки в носу- собственного изготовления. Верхняя крышка-обтекатель – фольга. А вот с остеклением сложнее. Изначально планировал взять остекление от модели «Звезды», но увы….удалось использовать только откидные створки. Носовой козырёк от Звездовской модели мне не подошёл (он оказался ниже и уже, чем требовалось). Пришлось брать вакуумный, идущий в наборе.
У него, конечно, прозрачность и качество поверхности похуже, чем на «Звезде», но «Футура» спасла ситуацию и на модели всё смотрится вполне достойно.
Следующее место на самолёте, которое подверглось тщательной доработке и проработке — ЛТПС «Кайра-24».
Мне удалось найти качественные фото этого оборудования. По ним (из подручного материала) я его и доработал.
Передняя стойка.
Так-же как и с основными стойками, с передней пришлось немного повозиться. Во-первых серьёзной доработке подвергся грязезашитный шиток. Немного переделал подкос, ну и так-же заменил шток в цилиндре уборки на иглу. Надо отметить, что щиток получился уже, чем требовалось и никак не хотел устанавливаться на колёса «Экипажа». Увы, полностью этот «косячёк» устранить мне так и не удалось.
Подвесное оборудование и вооружение.
Изучив фото из Сирии и посовещавшись с друзьями, было принята такая схема: две бомбы на пилонах под ПЧК, подвесные баки на пилонах под НЧК, на центральных точках под фюзеляжем – балка МБД3-У6-68 и на задних подфюзеляжных пилонах также бомбы.
Имелось в наличии: две бомбы ФАБ-500-М62 (смола от «Prop&Jet»), балка от «Advensed Modeling» и два РБК-500 БЕТАБ от «Advensed Modeling» . Так как баков в наборе не было, решил их взять из того-же набора «Звезды». Но их предстояло серьёзно доработат: отделить бак от пилона и добавить на него деталировки. Заодно поменял и хвостовые стабилизаторы на более тонкие. Всё подвесное оборудование и вооружение сделал съёмным (с возможностью замены на другое).
Покраска, «обгадинг» и обдекаливание описывать не стану. Для меня в этом нет стандартов и на каждой работе он проходит индивидуально. Отмечу лишь, что декали использовал от Фирм «Бегемот»(техничка) и «Advensed Modeling» ОЗ и гос.регистрация на «Сирийские» борта.
Завершающий этап — окончательная сборка всей этой «ажурности», установка антенн, ПВД и датчиков угла.
Забыл упомянуть: ПВД также полностью самостоятельного изготовления.
Стих о Су-24 (с) Сергей Ефимов
Мне небеса вдруг обернулись пеклом,
Предательский удар из-за угла…
Я — самолёт с душою человека
С особой геометрией крыла.
Когда бьют в спину, знают — не промажут,
Какие уязвимые места…
И боль, начавшаяся где-то в фюзеляже,
Пронзает от кабины до хвоста.
Что, чёрт возьми, творится в этом мире?!
Не разглядеть мне сквозь огонь и дым.
Я не Шарли, я — Су-24,
И где таблички с именем моим?
Пике затянет… Головокруженье
Перемешает всё в калейдоскоп.
Мне не дано ни шанса на спасенье,
Я неизбежное встречаю прямо в лоб.
Земля обнимет, чтоб принять навеки,
Мой самописец пусть накроет мгла.
Я — самолёт с душою человека
С особой геометрией крыла.
Оригинал новости RT на русском:
https://russian.rt.com/article/132681