Окончательный объём переделок, сроки и бюджет были оговорены (заказчик планировал срок «четыре месяца», сошлись на «год и четыре месяца»). Я принялся за работу, благополучно завершившуюся через полтора года. Тем временем вышедший в продажу «Трубач» оказался нам уже не нужен.
2.
Модель уже далеко не новая. Не редкость и готовая на полках, и в продаже, даже я – старый, принимался за её поклейку ещё в школьном возрасте. В интернет эпоху несколько статей по её сборке присутствуют на различных ресурсах. Отметился даже знаменитый Кармель Бен Атар, основательно доработавший исходный набор. Без доделок не обойтись. Основные детали набора успешно повторяют чертежи этой лодки, а в деталях заметны расхождения. Некоторые огрехи поправимы, но есть один фатальный. Профиль крыла и стабилизатора. «По Пластикарту» это что то среднее, ламинарное, на прототип не похожее совсем. Из за кривого профиля уехали в «ват-иф» сопряжения крыла и фюзеляжа, переходы задней части мотогондол и сопряжение хвостовой части со стабилизатором. Причём угол установки крыла верный, толщина мала. (при разработке своей модели «Трумпетер» видимо использовал кое какие наработки от «Пластикарта», надставленную для исправления, верхнюю часть профиля хорошо заметно на привалочной поверхности половинок фюзеляжа).
Второй, уже поправимый, но самый заметный недочёт – мотогондолы моторов. «Пластикартовские» совершенно не похожи на самих себя у серийных самолётов и слегка напоминают таковые у первого прототипа.
Третий, сопряжение остекления пилотской кабины и фюзеляжа. Казавшийся многим непоправимым. В действительности габариты самой стекляшки вполне приемлемы, нужно доводить до кондиции борта в сопрягаемой части фюзеляжа.
Далее, короткие по высоте килевые шайбы и отсутствие перекатного шасси.
И море мелочёвки сделанной «не так и не там» или отсутствующей напрочь.
Чтобы не превращать эту работу в вечный бой, обговорили с заказчиком, что нужно доработать или переделать, а на что просто забить. Решили не связываться с профилями крыльев и стаба, высотой килевых шайб и сусликами интеръера, сосредоточившись на внешнем сходстве + установка верхней стрелковой точки и перекатного шасси. Для исправления мотогондол и хвостовой турели пошли по пути КБ Бериева. Донором ВМГ послужил Фиксовский Б-29, турельку взяли у модели ИЛ-28.
Мотогондолы Бе-6 являются близнецами капотов самолёта Ту-4 перевёрнутыми на 180 по оси винта, «сердце» для каждого из них двигатель АШ-73. Турбокомпрессорный АШ-73ТК для высотного бомбардировщика и безнаддувный атмосферник АШ-73 для низковысотной лодки(в связи с особенностью установки этого мотора на Бе-6 от КБ Бериева даже поступало предложение моторостроителям об изменении наименования на АШ-73КТ т.е. «Кверх тормашками», принято не было).
Фиксовские гондолы были надставлены по длине кольцами, выпиленными из оставшейся пары, начинкой для них послужил первый ряд от смоляного «Вектора», подобранный по схожести внешнего вида корпуса редуктора с двигателем прототипа. Для их сопряжения с моделью на крыльевые части гондол был наклеен сэндвич из полистироловых пластин. Детали были заторцованы, временно склеены вместе и обработаны. Переходы между гондолами и плоскостями облагорожены наклеенными пластиковыми листами. Пропилены выходные отверстия маслорадиаторов и охлаждения моторов.
Работа с турелями была менее сложная. У хвостовой подогнать переход и вклеить полусферу от Ила. У верхней, так же выполнить переход и подогнать к нему турельку от Б-29.
В стремлении приукрасить аскетичный внешний вид лодочки, было принято решение отделить закрылки от монолита крыла и опустить их на некоторый угол. В крыло были вклеены распорки, в место сопряжения крыла и закрылка вклеены полистироловые перегородки и сублиматоры узлов навески подвижных частей. К передним частям закрылков были приклеены полистироловые «кирпичи» и обработаны по профилю. Подсборка осуществлена на проволочных штифтах, обеспечивающих приемлемую прочность этому соединению, без тотальной заливки клеем всего в округе. У настоящего самолёта в конструкции закрылка присутствовала своеобразная особенность. Соседние секции закрылка, сопрягающиеся по излому крыла, при своём перемещении входили друг в друга (стык был перекрыт специальными пластинами) и если взяться делать этот узел на модели подвижным, то придётся напрягать голову, как сделать красиво и масштабно. В нашем случае подобная задача не ставилась и детали были склеены торцами в нужном положении.
Если пепелац не летит то он должен на чем то ездить. В модели перекатное шасси отсутствует, есть только подставочка для варианта «ин флайт». Пришлось делать всё самостоятельно «ага, из подручного утиля» . Большими колёсами поделился роденовский АН-12, маленькими –Ту-204 от русэйр. Основные стойки я смастерил из подходящего по диаметру литника, попутно сделав для них поплавки из кубиков для «лего». Хвостовая опора «клеенопаяноскрученная». Её детали сделаны из медицинских иголок, сквозь которые пропущена проволока, спаянная в вершине этой треноги.
Попутно, в желании приблизить внешний вид модели к прототипу, была снесена внешняя расшивка. Нарезана новая и накатан клёп. Прорезаны световые лючки по всей поверхности фюзеляжа.(Ночь тысячи дыр… или отверстий). Вокруг сопряжения фонаря с корпусом лодки, с внутренней стороны корпуса, были наклеены полистироловые пластины изрядной толщины, позволившие сточить борта, для получения характерного завала корпуса внутрь. Описывать всю эту волокиту можно практически бесконечно, проще посмотреть фотографии.
Законченность работы требует исторической привязки к какой нибудь лодочке Гидроавиации СФ (требование заказчика). К слову, нам -ковбойцам конечно же хотелось поставить на полку максимально вооруженный ганшип и переделки в пластике оказались по плечу, а когда стали искать фотографии, то оказалось что с верхними турелями летали в большинстве своём ПЛС с магнитометром. Но всё же удалось выудить пару достаточно информативных фоток северных Бе шестых, с верхней и кормовой стрелковыми точками. Попутно в процессе работы с фотоматериалом было замечено, что за строевыми экземпярами ухаживали весьма тщательно и легче найти свежие подкрасы, нежели сколы на поверхности. Что и было воспроизведено дабы немного разубожить суровое УГ шарово/голубого камо. Общая замазюканость была тоже невелика и лишь нехилые такие шлейфы от выхлопа по крылу и шайбам, да следы перемещения техсостава по пешеходным дорогам дали волю творчеству. Ну и лёгонькая засолка подводных частей перекатного шасси. Да, и такая вишенка на торт- менее выгоревшие участки ЛКП вокруг остекления штурмана, пилотов и капоты моторов. Эти участки самолёта зачехлялись на стоянке.
3.
Подставочка под модель призвана изображать «Студёное море», сиречь вотчину Северного Флота. Выполнена в аскетичном стиле, без излишнего рельефа и барахла. Сухопутная часть сделана из сэндвича ГВЛ, частично перекрытого ПАГами от “ICM”. «Уголки природы» присыпаны по клею ПВА песочком различных фракций и опилками. Окраска произведена в смешанной технике акварели и аэра.
Для размещения водной части в подставочке было сделано заглубление и окрашено в переход к «глубине» с «блюрами» от волн в мелком месте. Перед чистовой заливкой для уточнения «береговой линии» было произведено тестирование обычной водой. И собственно сама заливка. Японская «Делюксе Материалз» синтезирует обратно, из лутца, некое подобие водной толщи для нужд масштабного моделирования. Субстанция хороша тем, что размягчаема прямо в упаковке в горячей ванночке и попросту выливается в требуемый «водоём». Исполнение фантазий мариниста в виде волн и потоков можно производить сразу с пылу с жару. А если необходимо что либо подправить позже вам нужно просто прогреть «водичку» бытовым феном. Барашки волн получаются от взаимодействия шпателя и субстанции и подкрашивать их не требуется. Одна засада, в статическом состоянии водичка имеет консистенцию твёрдого мармелада и воздействовать на неё механически чревато, «маймуна геришвило».
4.
Ну что же, чатланину достался оригинальный в своём роде пепелац, мне- желтые штаны.
Короткая заключительная часть позволит оценить плюсы и минусы подобного подхода к моделированию.
Положительная сторона, это незабываемый опыт профессиональной работы в этой сфере и материальная составляющая. И моделька получилась яркая, мне даже было чутка жаль с нею расставаться.
Отрицательное, это отсутствие свежих моделей на собственной полке и тотальная нехватка времени на все остальные житейские дела. И к тому же за фривольное обращение с матчастью меня с ней попёрли из голосовалки жюри на Диш 2015.
Результатом этой работы я очень доволен и готов поделиться своим настроением с коллегами по увлечению.
«На далёком сервере, о студёном севере!..Ику! Ику! Ику! Ыыыы! Ыыыыыыы! Ыыыыыыы…….»
СохранитьСохранить
Окончательный объём переделок, сроки и бюджет были оговорены (заказчик планировал срок «четыре месяца», сошлись на «год и четыре месяца»). Я принялся за работу, благополучно завершившуюся через полтора года. Тем временем вышедший в продажу «Трубач» оказался нам уже не нужен.
2.
Модель уже далеко не новая. Не редкость и готовая на полках, и в продаже, даже я – старый, принимался за её поклейку ещё в школьном возрасте. В интернет эпоху несколько статей по её сборке присутствуют на различных ресурсах. Отметился даже знаменитый Кармель Бен Атар, основательно доработавший исходный набор. Без доделок не обойтись. Основные детали набора успешно повторяют чертежи этой лодки, а в деталях заметны расхождения. Некоторые огрехи поправимы, но есть один фатальный. Профиль крыла и стабилизатора. «По Пластикарту» это что то среднее, ламинарное, на прототип не похожее совсем. Из за кривого профиля уехали в «ват-иф» сопряжения крыла и фюзеляжа, переходы задней части мотогондол и сопряжение хвостовой части со стабилизатором. Причём угол установки крыла верный, толщина мала. (при разработке своей модели «Трумпетер» видимо использовал кое какие наработки от «Пластикарта», надставленную для исправления, верхнюю часть профиля хорошо заметно на привалочной поверхности половинок фюзеляжа).
Второй, уже поправимый, но самый заметный недочёт – мотогондолы моторов. «Пластикартовские» совершенно не похожи на самих себя у серийных самолётов и слегка напоминают таковые у первого прототипа.
Третий, сопряжение остекления пилотской кабины и фюзеляжа. Казавшийся многим непоправимым. В действительности габариты самой стекляшки вполне приемлемы, нужно доводить до кондиции борта в сопрягаемой части фюзеляжа.
Далее, короткие по высоте килевые шайбы и отсутствие перекатного шасси.
И море мелочёвки сделанной «не так и не там» или отсутствующей напрочь.
Чтобы не превращать эту работу в вечный бой, обговорили с заказчиком, что нужно доработать или переделать, а на что просто забить. Решили не связываться с профилями крыльев и стаба, высотой килевых шайб и сусликами интеръера, сосредоточившись на внешнем сходстве + установка верхней стрелковой точки и перекатного шасси. Для исправления мотогондол и хвостовой турели пошли по пути КБ Бериева. Донором ВМГ послужил Фиксовский Б-29, турельку взяли у модели ИЛ-28.
Мотогондолы Бе-6 являются близнецами капотов самолёта Ту-4 перевёрнутыми на 180 по оси винта, «сердце» для каждого из них двигатель АШ-73. Турбокомпрессорный АШ-73ТК для высотного бомбардировщика и безнаддувный атмосферник АШ-73 для низковысотной лодки(в связи с особенностью установки этого мотора на Бе-6 от КБ Бериева даже поступало предложение моторостроителям об изменении наименования на АШ-73КТ т.е. «Кверх тормашками», принято не было).
Фиксовские гондолы были надставлены по длине кольцами, выпиленными из оставшейся пары, начинкой для них послужил первый ряд от смоляного «Вектора», подобранный по схожести внешнего вида корпуса редуктора с двигателем прототипа. Для их сопряжения с моделью на крыльевые части гондол был наклеен сэндвич из полистироловых пластин. Детали были заторцованы, временно склеены вместе и обработаны. Переходы между гондолами и плоскостями облагорожены наклеенными пластиковыми листами. Пропилены выходные отверстия маслорадиаторов и охлаждения моторов.
Работа с турелями была менее сложная. У хвостовой подогнать переход и вклеить полусферу от Ила. У верхней, так же выполнить переход и подогнать к нему турельку от Б-29.
В стремлении приукрасить аскетичный внешний вид лодочки, было принято решение отделить закрылки от монолита крыла и опустить их на некоторый угол. В крыло были вклеены распорки, в место сопряжения крыла и закрылка вклеены полистироловые перегородки и сублиматоры узлов навески подвижных частей. К передним частям закрылков были приклеены полистироловые «кирпичи» и обработаны по профилю. Подсборка осуществлена на проволочных штифтах, обеспечивающих приемлемую прочность этому соединению, без тотальной заливки клеем всего в округе. У настоящего самолёта в конструкции закрылка присутствовала своеобразная особенность. Соседние секции закрылка, сопрягающиеся по излому крыла, при своём перемещении входили друг в друга (стык был перекрыт специальными пластинами) и если взяться делать этот узел на модели подвижным, то придётся напрягать голову, как сделать красиво и масштабно. В нашем случае подобная задача не ставилась и детали были склеены торцами в нужном положении.
Если пепелац не летит то он должен на чем то ездить. В модели перекатное шасси отсутствует, есть только подставочка для варианта «ин флайт». Пришлось делать всё самостоятельно «ага, из подручного утиля» . Большими колёсами поделился роденовский АН-12, маленькими –Ту-204 от русэйр. Основные стойки я смастерил из подходящего по диаметру литника, попутно сделав для них поплавки из кубиков для «лего». Хвостовая опора «клеенопаяноскрученная». Её детали сделаны из медицинских иголок, сквозь которые пропущена проволока, спаянная в вершине этой треноги.
Попутно, в желании приблизить внешний вид модели к прототипу, была снесена внешняя расшивка. Нарезана новая и накатан клёп. Прорезаны световые лючки по всей поверхности фюзеляжа.(Ночь тысячи дыр… или отверстий). Вокруг сопряжения фонаря с корпусом лодки, с внутренней стороны корпуса, были наклеены полистироловые пластины изрядной толщины, позволившие сточить борта, для получения характерного завала корпуса внутрь. Описывать всю эту волокиту можно практически бесконечно, проще посмотреть фотографии.
Законченность работы требует исторической привязки к какой нибудь лодочке Гидроавиации СФ (требование заказчика). К слову, нам -ковбойцам конечно же хотелось поставить на полку максимально вооруженный ганшип и переделки в пластике оказались по плечу, а когда стали искать фотографии, то оказалось что с верхними турелями летали в большинстве своём ПЛС с магнитометром. Но всё же удалось выудить пару достаточно информативных фоток северных Бе шестых, с верхней и кормовой стрелковыми точками. Попутно в процессе работы с фотоматериалом было замечено, что за строевыми экземпярами ухаживали весьма тщательно и легче найти свежие подкрасы, нежели сколы на поверхности. Что и было воспроизведено дабы немного разубожить суровое УГ шарово/голубого камо. Общая замазюканость была тоже невелика и лишь нехилые такие шлейфы от выхлопа по крылу и шайбам, да следы перемещения техсостава по пешеходным дорогам дали волю творчеству. Ну и лёгонькая засолка подводных частей перекатного шасси. Да, и такая вишенка на торт- менее выгоревшие участки ЛКП вокруг остекления штурмана, пилотов и капоты моторов. Эти участки самолёта зачехлялись на стоянке.
3.
Подставочка под модель призвана изображать «Студёное море», сиречь вотчину Северного Флота. Выполнена в аскетичном стиле, без излишнего рельефа и барахла. Сухопутная часть сделана из сэндвича ГВЛ, частично перекрытого ПАГами от “ICM”. «Уголки природы» присыпаны по клею ПВА песочком различных фракций и опилками. Окраска произведена в смешанной технике акварели и аэра.
Для размещения водной части в подставочке было сделано заглубление и окрашено в переход к «глубине» с «блюрами» от волн в мелком месте. Перед чистовой заливкой для уточнения «береговой линии» было произведено тестирование обычной водой. И собственно сама заливка. Японская «Делюксе Материалз» синтезирует обратно, из лутца, некое подобие водной толщи для нужд масштабного моделирования. Субстанция хороша тем, что размягчаема прямо в упаковке в горячей ванночке и попросту выливается в требуемый «водоём». Исполнение фантазий мариниста в виде волн и потоков можно производить сразу с пылу с жару. А если необходимо что либо подправить позже вам нужно просто прогреть «водичку» бытовым феном. Барашки волн получаются от взаимодействия шпателя и субстанции и подкрашивать их не требуется. Одна засада, в статическом состоянии водичка имеет консистенцию твёрдого мармелада и воздействовать на неё механически чревато, «маймуна геришвило».
4.
Ну что же, чатланину достался оригинальный в своём роде пепелац, мне- желтые штаны.
Короткая заключительная часть позволит оценить плюсы и минусы подобного подхода к моделированию.
Положительная сторона, это незабываемый опыт профессиональной работы в этой сфере и материальная составляющая. И моделька получилась яркая, мне даже было чутка жаль с нею расставаться.
Отрицательное, это отсутствие свежих моделей на собственной полке и тотальная нехватка времени на все остальные житейские дела. И к тому же за фривольное обращение с матчастью меня с ней попёрли из голосовалки жюри на Диш 2015.
Результатом этой работы я очень доволен и готов поделиться своим настроением с коллегами по увлечению.
«На далёком сервере, о студёном севере!..Ику! Ику! Ику! Ыыыы! Ыыыыыыы! Ыыыыыыы…….»