Это наиболее дальний из всех Як-девятых ("ДД" — двойная дальность — до 1800 км) благодаря четырём дополнительным бакам и общим запасом горючего в 845 л. Правда, с полной заправкой самолёт становился тяжёлым и неповоротливым и вряд-ли годился для маневренного воздушного боя, до выработки излишка горючего. Да и уязвимость его с такой площадью, занятой баками, возросла. Об этом истребителе можно написать много, но желающих узнать больше о Як-9ДД я отошлю к отличной статье В. Морозова об этой машине в "М-Хобби" №6/2014 г. — почитайте и не пожалеете.
О модели
В "сорок восьмом" выбор из Як-девятых невелик. Те, кого интересует Як-9У и Як-9П, имеют в распоряжении весьма неплохую модель от "Scale Bureau". Что-же касается "основного" Як-9 с М-105, то в нашем распоряжении лишь модель от "ИСМ", перепакованная другими производителями (в моём случае ARK Models). Есть ещё модель от американской "LTD", но судя по всему, её уже не выпускают.В результате этого набор от "ИСМ" становится практически безальтернативным. О недостатках этого набора говорилось и писалось не раз. Разрабатывалась модель, в основном, на базе известных чертежей В. Кондратьева, впервые опубликованных в "Моделист — Конструктор" в восьмидесятых годах прошлого века. Казалось-бы, располагая подробными чертежами, можно создать довольно точную модель, однако создалось впечатление, что автор этого модельного набора, презрев такие глупые вещи, как шаблоны с чертежей, работал "на глазок", явно переоценив свой глазомер. Иначе трудно объяснить такие, например, вещи, как переразмеренную почти в полтора раза, ширину элеронов. Геометрия многих частей модели "гуляет" весьма заметно и собранная из набора модель получается скорее "по мотивам", нежели точной копией Як-девятого.
Можно запастись терпением и ждать появления новой, "продвинутой" модели, но большинство "заинтересованных" избрали путь переделок и теперь в журналах и на сайтах Интернета мы имеем возможность полюбоваться их Яками с самым разным количеством доработок модели "ИСМ", от незначительных до глубоких.
Выбрав путь больших переделок, я был рад появлению новых чертежей Як-9 и его модификаций от Виктора Богатова. Чертежи, как уверяют, значительно точнее прежних и имеют с ними заметные расхождения. Жаль, эти чертежи не коснулись такой вещи, как оборудование кабины и ниш шасси. Поэтому и чертежами Кодратьева придётся пользоваться.
Начать пришлось с вкладывания деталей модели "ИСМ" в чертежи Богатова и составления списка "непотребств и окаянств", подлежащих исправлению и переделкам. Получалось, что прежде всего нужно корректировать форму носовой части, закабинного гаргрота, фонаря кабины, водо- и маслорадиатора, ниш шасси, горизонтального оперения и конечно-же элеронов. Всё это должно привести формы модели к правильной геометрии. Однако и деталировка кабины и ниш шасси требовали значительного дополнения.
"Пластическую хирургию" начал с носовой части. Согласно чертежей Кондратьева, носовая часть (вид сверху) от фонаря к коку винта плавно сужается, подобно авторучке. Однако по чертежам Богатова формы капота будут "поскуластее" и ширина носовой части не сужается почти до передних выхлопных патрубков. Кстати, эту особенность капотов на Яках учли создатели модели Як-1 1/48 от "Южного фронта" (респект им за это). Чтобы придать недостающую "скуластость", пришлось аккуратно срезать весь верх капота по линии патрубков, от самого носа до фонаря. Из листового пластика 6 мм толщиной была выточена новая деталь верха капота с формой в плане, соответствующей чертежам. Нижняя часть капота, естественно, не совпадала с новой деталью, поэтому в плоскость разреза, на уровне патрубков, пришлось вклеить корректирующую вставку из миллиметрового пластика, которая распирает стенки капота в соответствии с формами верхней самодельной детали.
Естественно, эта вставка лишает возможности установки двигателя, предусмотренную в наборе "ИСМ". Добившись соответствия форм капота чертежам, я удалил снизу "родной" маслорадиатор, оставив его изготовление на потом.
Следующий этап переделок — закабинный гаргрот,высота которого, согласно чертежам, оказалась явно меньше. Проблему я решил, продолжив разрезать фюзеляж всё по той-же линии патрубков (линия верхней части фюзеляжной фермы) и отделив гаргрот от бортов хвостовой части, наклеил поверх бортов полоски, компенсировав недостающую высоту гаргрота.
В области кабины высота бортов, выше фюзеляжной фермы, определяется формой фонаря. У модели "ИСМ" нижняя часть фонаря чрезмерно заглублена в фюзеляж. Согласно чертежам, нижний срез фонаря расположен лишь на полтора миллиметра ниже верхнего уровня капота, поэтому высоту бортов кабины, на которые опирается фонарь, пришлось увеличить (попросту изготовил новые борта). Естественно "родной" фонарь на это место никак не подходил и пришлось выдавить новый из оргстекла. Для стыковки тыльной части фонаря с гаргротом пришлось изготовить отдельную переходную деталь.
Добившись достаточной правдоподобности форм фюзеляжа, я аккуратно разделил его вновь на детали, чтобы заняться интерьером кабины. Не решив проблем с общей геометрией, делать это бессмысленно. Кабина была задумана с открытым фонарём, поэтому уровень деталировки, данный в наборе "ИСМ" был явно недостаточный. Из "родных" деталей решил оставить пол кабины, чашку сидения, бронеспинку, доработав их по толщине, формам и фактуре. Борта кабины решительно очистил от имитации фюзеляжной фермы, панелей и пр., чтобы заменить всё это самодельными деталями. Пришлось изготовить все мелочи, от труб фюзеляжной фермы до вентилей и ручек на панелях. Приборную доску изготовил из пластика от "Доширака".
Есть для таких дел наборы фототравления, но решил потешить свою манию величия (может и зря). Были вновь изготовлены ручка управления, прицел, привязные ремни. Наконец, я изготовил закабинную полку с радиостанцией и двумя умформерами. Начинение кабины оборудованием закончено, всё окрашено и теперь фюзеляж можно склеить воедино.
Очередной этап — сборка крыла и подгонка его к фюзеляжу. Пожалуй, самое наполненное деталями место в крыле — это ниши шасси. В наборе "ИСМ" деталировка ниш сведена к минимуму. Нужно было самому постараться с их наполнением. Начал с корректировки форм ниш на нижней поверхности крыла. Чтобы наполнить объём деталями, чертежей Кондратьева недостаточно и я обратился к фотообходу Яка из музея Задорожного (ещё не раз он понадобится в работе с моделью). До склейки верхней и нижней части крыла пришлось имитировать детали силового набора, заметные в нишах, а также стенки ниш.
В склеенном виде крыло можно подогнать к фюзеляжу.
Примерка крыла не порадовала: Толщина консолей на корневых торцах вблизи передних кромок оказалась больше ответных частей центроплана фюзеляжа. Пришлось вырезать проблемные места центроплана и вклеить на эти места пластиковые вставки.
Самый заметный косяк крыла — переразмеренные элероны. В крыле, по длине элеронов, следует вклеить вставки, перекрывающие избыток ширины.
Взявшись за Як-9, я получил прекрасный подарок: набор афтемаркета от "Вектор". В нем были элероны, стабилизаторы, РВ, РП. и винт (сердечное спасибо за это Александру Трофимову!). Увы, применить удалось далеко не всё. Элероны оказались с управляемыми триммерами, а на Як-9ДД были "ножи". Не подошли и стабилизаторы, сделанные ещё по чертежам Кондратьева (согласно чертежам Богатова, они имели заметно бОльшую площадь). Пришлось изготовить самодельные элероны. Процесс подгонки крыла свёлся к ещё целому ряду подточек и подклеек. На полностью установленном и подогнанном крыле оставалось закончить наполнение ниш шасси деталями. В ход пошли тянутые литники и всё тот-же "Доширак". Пружины на тягах колёсных щитков навил из тонкой проволоки.
Перейдя к стабилизаторам, я сделал шаблоны по чертежам Богатова, поскольку "родные" детали и детали от "Вектор" были меньше, чем нужно по площади. Изготовив отдельно стабилизаторы и РВ из листового пластика, подогнал детали друг к другу и к соответствующим местам фюзеляжа.
Руль поворота из набора "Вектор" не подошёл по той-же причине, что и элероны: на нём управляемый триммер, вместо "ножа", а родной не понравился имитацией обтяжки полотном — она больше напоминает результат фрезеровки, нежели полотно, натянутое на ребрастую конструкцию (по этой-же причине сточил имитацию обтяжки стрингеров на бортах фюзеляжа и изобразил это своим способом). Основные части модели собраны и я перешёл к изготовлению радиаторов. Уточнив форму маслорадиатора по чертежам и снимкам, я изготовил новый, вклеив внутрь обтекатель, придающий воздушному каналу серповидное сечение. Выходной совок маслорадиатора с боков ограничен неподвижными стенками. С исправлением форм водорадиатора тоже решил не заморачиваться и просто изготовил новый.
Перед тем, как взяться за шасси, решил вопрос с расшивкой. Подгонять имеющееся под чертежи не имело смысла и я просто залил прежнюю расшивку и нарезал новую, честно изобразив на нижней стороне крыла все восемь баков, соответствующих модификации Як-9ДД.
Перейдём к шасси. Колёса, данные в наборе, далеко не идеал. К счастью, в распоряжении моделистов имеются весьма симпатичные колеса от производителей афтемаркета. Я выбрал самые, на мой взгляд, приличные, от "Эльф", и не пожалел об этом. Пришлось, правда, уменьшить избыточную ширину ступиц и дополнить ступицы трубками от тормозной системы. Рассмотрел деталировку стоек и подкосов от "ИСМ" и захотелось большего. Решил делать шасси с таким уровнем деталировки, который меня-бы устроил. В качестве материала — всё те-же литники. Вышло неплохо: у подкосов в трёх местах получились подвижные шарниры, что облегчило подгонку всего этого к месту.
Щитки на каждую стойку сделал из трёх частей.Рёбра жесткости на них попробовал наклеивать, но понял, что получается "не айс". Поэтому решил сделать это старым проверенным способом "выскребания" резачком. Таким способом были изготовлены щитки с неплохим рельефом рёбер и достаточно реальной масштабной толщиной.
После сделанного по стойкам, изготовление хвостовой опоры показалось отдыхом. Хвостовое колёсико от "Эльф" прекрасно вписалось в вилку вновь изготовленной стойки.
Пришло время заняться винтом. В распоряжении были: Винт и кок из набора "ИСМ", лопасти и кок от "Вектор". Распределилось всё следующим образом: в дело пошёл "родной" кок, слегка доделанный (от "Вектора" кок не подошёл, т.к. формы его больше приближены к конусу и соответствуют более ранним модификациям Яка) и лопасти от "Вектор". Лопасти оказались великолепны. Обычно, я перетачиваю фабричные винты, доводя форму и толщину лопастей до приемлемых кондиций, но векторовские лопасти оказались так хороши, что "трогать" их мысли не возникло. Винт осталось дополнить самодельным подшипником сзади и стартовым храповиком спереди.
Закончив с винтом, я вернулся к фонарю. Он задуман с подвижной средней частью. Самое сложное в этом — обеспечить приемлемую толщину стекла сдвижной части, чтобы ступенька между её задним срезом и задней секцией "не резала глаз". Разрезав фонарь на три детали, я постарался максимально сточить толщину с внутренней стороны сдвижной части. Пока стачивал и полировал, с трепетом ждал, что вот-вот "хрустнет" Пронесло! На козырьке следовало имитировать бронестекло и я вырезал соответствующее место, вклеив туда вставку из полуторамиллиметрового оргстекла. Установил и заднее бронестекло на заранее приготовленные узлы. Перед приклейкой козырька и задней секции, установил на место прицел. Установив стеклянные детали, наклеил направляющие сдвижной части. После некоторой подгонки сдвижная часть начала сносно бегать взад-вперёд.
Далее следовало оснастить модель мачтой антенны. Она довольно длинная и тонкая и чтобы не гнулась, я выточил её из стальной проволоки. Мачту я дополнил небольшим крепёжным штырьком на киле (для Яков вещь нетипичная, связанная, якобы, с применением американской радиостанции). Изготовление оставшейся мелочёвки, такой как ПВД, БАНО, тяг рулей, выхлопных патрубков и пр. сложностей не вызвало и процесс плавно подошёл к малярным работам.
Окраска
Работы по окраске начал с маскировки фонаря и БАНО. Первый этап — грунтовка, для которой был использован грунт от "Тамия". После тщательной проверки результата грунтовки, решил нанести ещё один слой. Покончив с грунтовкой, настроил аэрограф на "тонкости" и приступил к нанесению "прешейдинга" чёрным цветом.
После некоторых подправлений, посчитал результат удовлетворительным. Отложил модель в сторону и занялся проблемами краски.
Выбранная модификация не отличалась количеством серийных машин (не более 400) и фотографий конкретно Як-9ДД имеется совсем немного. Наиболее известное фото — линейка Яков из группы майора И. Овчаренко, известной своим беспосадочным перелётом с аэродрома Бельцы (Молдавия) на базу американских ВВС в Бари (Италия) и действиями по поддержке армии югославских партизан.
На фото достаточно хорошо видно, что окраска машин была типичная заводская, с традиционным расположением камуфляжных полей. Неплохо видна форма, размеры и расположение бортовых номеров и тёмная окраска коков винтов (судя по всему — красная).
Следовало приготовить краски для трёхцветного камуфляжа, соответствующего тому времени ( 1944 г.), т.е. АМТ-11, АМТ-12 и АМТ-7. Решил намешать их из нитрокрасок. Многие меня, возможно, не поймут, но я не использую аутентичные фирменные краски без крайней необходимости, когда речь идёт об окраске больших камуфляжных полей. Единственное преимущество "нитро" — полное отсутствие остаточной липучести. После окраски модель можно вертеть в руках, трогать, щупать, лапать и т.д. не опасаясь прилипания и стирания краски. Можно даже стирать что-либо, накрашенное поверх "нитро" фирменными алкидными красками (соответствующим разбавителем). Однако окраску небольших деталей, которую аэрографом делать нецелесообразно, конечно, лучше делать "фирмой". Ниши и элементы шасси были задуты серым (под А-14) цветом. Замаскировав ниши, начал окраску камуфляжными цветами. Сверху, как базовым, задул светлым серо-голубым (АМТ-11). Сделав маски на светлых камуфляжных полях, нанёс тёмно-серый цвет (АМТ-12). Покончив с верхним камуфляжем, замасчкировал его целиком и окрасил нижние поверхности голубым (АМТ-7). Лопасти винта окрасил в серый цвет, близкий к АМТ-12 (винты окрашивались краской А-32М, близкой к этому цвету). Кок окрасил тёмно-красным цветом.
Перед декалированием покрыл модель футурой. Для декалирования использовал прекрасный набор от "Бегемот" на четырёх листах. Правда, он предназначен для Як-7, но для данного случая вполне подходит (кстати, к модели Як-9ДД от ARK Models, которую я использовал, даётся декаль, не имеющая отношения к "ДД"). Все декали легли на место великолепно и в, в принципе, даже приваривания спецжидкостями не потребовали. Декали снаружи были покрыты слоем футуры. Окраска была завершена тонировкой, подкрасками, имитацией "следов эксплуатации" и т.п. Поверх всего модель задута полуматовым нитролаком, после чего окрашенные поверхности приобрели окончательный вид. Установив антенну из капроновой нити, изобразил на ней изоляторы. Теперь всё, что окрашивалось отдельно, можно установить на места и модель приобретает окончательный вид.
Итоги
Хорошо-ли получилось? Лично я получил ту модель, какую хотел (ну, почти). Но какой ценой…
Из 57 "родных" деталей в дело пошло лишь девять основных, да и то, с немалыми доделками. Можно-ли рекомендовать другим такой вот способ получения "правильного" Як-9? Сомнительно. Ну, разве что найдётся кучка любителей "садомазо — моделизма", вроде меня. Какой-же из этого вывод?
Было-бы здОрово, если-бы отечественная "Звезда" выдала модель самого массового истребителя Отечественной Войны в освоенной ими "3D-технологии"!. Ведь, повезло-же моделям Ла-5, Як-3, Су-2!
С уважением, Константин.
P.S. Большое спасибо за оказанную помощь Константину и Жене!
Это наиболее дальний из всех Як-девятых ("ДД" — двойная дальность — до 1800 км) благодаря четырём дополнительным бакам и общим запасом горючего в 845 л. Правда, с полной заправкой самолёт становился тяжёлым и неповоротливым и вряд-ли годился для маневренного воздушного боя, до выработки излишка горючего. Да и уязвимость его с такой площадью, занятой баками, возросла. Об этом истребителе можно написать много, но желающих узнать больше о Як-9ДД я отошлю к отличной статье В. Морозова об этой машине в "М-Хобби" №6/2014 г. — почитайте и не пожалеете.
О модели
В "сорок восьмом" выбор из Як-девятых невелик. Те, кого интересует Як-9У и Як-9П, имеют в распоряжении весьма неплохую модель от "Scale Bureau". Что-же касается "основного" Як-9 с М-105, то в нашем распоряжении лишь модель от "ИСМ", перепакованная другими производителями (в моём случае ARK Models). Есть ещё модель от американской "LTD", но судя по всему, её уже не выпускают.В результате этого набор от "ИСМ" становится практически безальтернативным. О недостатках этого набора говорилось и писалось не раз. Разрабатывалась модель, в основном, на базе известных чертежей В. Кондратьева, впервые опубликованных в "Моделист — Конструктор" в восьмидесятых годах прошлого века. Казалось-бы, располагая подробными чертежами, можно создать довольно точную модель, однако создалось впечатление, что автор этого модельного набора, презрев такие глупые вещи, как шаблоны с чертежей, работал "на глазок", явно переоценив свой глазомер. Иначе трудно объяснить такие, например, вещи, как переразмеренную почти в полтора раза, ширину элеронов. Геометрия многих частей модели "гуляет" весьма заметно и собранная из набора модель получается скорее "по мотивам", нежели точной копией Як-девятого.
Можно запастись терпением и ждать появления новой, "продвинутой" модели, но большинство "заинтересованных" избрали путь переделок и теперь в журналах и на сайтах Интернета мы имеем возможность полюбоваться их Яками с самым разным количеством доработок модели "ИСМ", от незначительных до глубоких.
Выбрав путь больших переделок, я был рад появлению новых чертежей Як-9 и его модификаций от Виктора Богатова. Чертежи, как уверяют, значительно точнее прежних и имеют с ними заметные расхождения. Жаль, эти чертежи не коснулись такой вещи, как оборудование кабины и ниш шасси. Поэтому и чертежами Кодратьева придётся пользоваться.
Начать пришлось с вкладывания деталей модели "ИСМ" в чертежи Богатова и составления списка "непотребств и окаянств", подлежащих исправлению и переделкам. Получалось, что прежде всего нужно корректировать форму носовой части, закабинного гаргрота, фонаря кабины, водо- и маслорадиатора, ниш шасси, горизонтального оперения и конечно-же элеронов. Всё это должно привести формы модели к правильной геометрии. Однако и деталировка кабины и ниш шасси требовали значительного дополнения.
"Пластическую хирургию" начал с носовой части. Согласно чертежей Кондратьева, носовая часть (вид сверху) от фонаря к коку винта плавно сужается, подобно авторучке. Однако по чертежам Богатова формы капота будут "поскуластее" и ширина носовой части не сужается почти до передних выхлопных патрубков. Кстати, эту особенность капотов на Яках учли создатели модели Як-1 1/48 от "Южного фронта" (респект им за это). Чтобы придать недостающую "скуластость", пришлось аккуратно срезать весь верх капота по линии патрубков, от самого носа до фонаря. Из листового пластика 6 мм толщиной была выточена новая деталь верха капота с формой в плане, соответствующей чертежам. Нижняя часть капота, естественно, не совпадала с новой деталью, поэтому в плоскость разреза, на уровне патрубков, пришлось вклеить корректирующую вставку из миллиметрового пластика, которая распирает стенки капота в соответствии с формами верхней самодельной детали.
Естественно, эта вставка лишает возможности установки двигателя, предусмотренную в наборе "ИСМ". Добившись соответствия форм капота чертежам, я удалил снизу "родной" маслорадиатор, оставив его изготовление на потом.
Следующий этап переделок — закабинный гаргрот,высота которого, согласно чертежам, оказалась явно меньше. Проблему я решил, продолжив разрезать фюзеляж всё по той-же линии патрубков (линия верхней части фюзеляжной фермы) и отделив гаргрот от бортов хвостовой части, наклеил поверх бортов полоски, компенсировав недостающую высоту гаргрота.
В области кабины высота бортов, выше фюзеляжной фермы, определяется формой фонаря. У модели "ИСМ" нижняя часть фонаря чрезмерно заглублена в фюзеляж. Согласно чертежам, нижний срез фонаря расположен лишь на полтора миллиметра ниже верхнего уровня капота, поэтому высоту бортов кабины, на которые опирается фонарь, пришлось увеличить (попросту изготовил новые борта). Естественно "родной" фонарь на это место никак не подходил и пришлось выдавить новый из оргстекла. Для стыковки тыльной части фонаря с гаргротом пришлось изготовить отдельную переходную деталь.
Добившись достаточной правдоподобности форм фюзеляжа, я аккуратно разделил его вновь на детали, чтобы заняться интерьером кабины. Не решив проблем с общей геометрией, делать это бессмысленно. Кабина была задумана с открытым фонарём, поэтому уровень деталировки, данный в наборе "ИСМ" был явно недостаточный. Из "родных" деталей решил оставить пол кабины, чашку сидения, бронеспинку, доработав их по толщине, формам и фактуре. Борта кабины решительно очистил от имитации фюзеляжной фермы, панелей и пр., чтобы заменить всё это самодельными деталями. Пришлось изготовить все мелочи, от труб фюзеляжной фермы до вентилей и ручек на панелях. Приборную доску изготовил из пластика от "Доширака".
Есть для таких дел наборы фототравления, но решил потешить свою манию величия (может и зря). Были вновь изготовлены ручка управления, прицел, привязные ремни. Наконец, я изготовил закабинную полку с радиостанцией и двумя умформерами. Начинение кабины оборудованием закончено, всё окрашено и теперь фюзеляж можно склеить воедино.
Очередной этап — сборка крыла и подгонка его к фюзеляжу. Пожалуй, самое наполненное деталями место в крыле — это ниши шасси. В наборе "ИСМ" деталировка ниш сведена к минимуму. Нужно было самому постараться с их наполнением. Начал с корректировки форм ниш на нижней поверхности крыла. Чтобы наполнить объём деталями, чертежей Кондратьева недостаточно и я обратился к фотообходу Яка из музея Задорожного (ещё не раз он понадобится в работе с моделью). До склейки верхней и нижней части крыла пришлось имитировать детали силового набора, заметные в нишах, а также стенки ниш.
В склеенном виде крыло можно подогнать к фюзеляжу.
Примерка крыла не порадовала: Толщина консолей на корневых торцах вблизи передних кромок оказалась больше ответных частей центроплана фюзеляжа. Пришлось вырезать проблемные места центроплана и вклеить на эти места пластиковые вставки.
Самый заметный косяк крыла — переразмеренные элероны. В крыле, по длине элеронов, следует вклеить вставки, перекрывающие избыток ширины.
Взявшись за Як-9, я получил прекрасный подарок: набор афтемаркета от "Вектор". В нем были элероны, стабилизаторы, РВ, РП. и винт (сердечное спасибо за это Александру Трофимову!). Увы, применить удалось далеко не всё. Элероны оказались с управляемыми триммерами, а на Як-9ДД были "ножи". Не подошли и стабилизаторы, сделанные ещё по чертежам Кондратьева (согласно чертежам Богатова, они имели заметно бОльшую площадь). Пришлось изготовить самодельные элероны. Процесс подгонки крыла свёлся к ещё целому ряду подточек и подклеек. На полностью установленном и подогнанном крыле оставалось закончить наполнение ниш шасси деталями. В ход пошли тянутые литники и всё тот-же "Доширак". Пружины на тягах колёсных щитков навил из тонкой проволоки.
Перейдя к стабилизаторам, я сделал шаблоны по чертежам Богатова, поскольку "родные" детали и детали от "Вектор" были меньше, чем нужно по площади. Изготовив отдельно стабилизаторы и РВ из листового пластика, подогнал детали друг к другу и к соответствующим местам фюзеляжа.
Руль поворота из набора "Вектор" не подошёл по той-же причине, что и элероны: на нём управляемый триммер, вместо "ножа", а родной не понравился имитацией обтяжки полотном — она больше напоминает результат фрезеровки, нежели полотно, натянутое на ребрастую конструкцию (по этой-же причине сточил имитацию обтяжки стрингеров на бортах фюзеляжа и изобразил это своим способом). Основные части модели собраны и я перешёл к изготовлению радиаторов. Уточнив форму маслорадиатора по чертежам и снимкам, я изготовил новый, вклеив внутрь обтекатель, придающий воздушному каналу серповидное сечение. Выходной совок маслорадиатора с боков ограничен неподвижными стенками. С исправлением форм водорадиатора тоже решил не заморачиваться и просто изготовил новый.
Перед тем, как взяться за шасси, решил вопрос с расшивкой. Подгонять имеющееся под чертежи не имело смысла и я просто залил прежнюю расшивку и нарезал новую, честно изобразив на нижней стороне крыла все восемь баков, соответствующих модификации Як-9ДД.
Перейдём к шасси. Колёса, данные в наборе, далеко не идеал. К счастью, в распоряжении моделистов имеются весьма симпатичные колеса от производителей афтемаркета. Я выбрал самые, на мой взгляд, приличные, от "Эльф", и не пожалел об этом. Пришлось, правда, уменьшить избыточную ширину ступиц и дополнить ступицы трубками от тормозной системы. Рассмотрел деталировку стоек и подкосов от "ИСМ" и захотелось большего. Решил делать шасси с таким уровнем деталировки, который меня-бы устроил. В качестве материала — всё те-же литники. Вышло неплохо: у подкосов в трёх местах получились подвижные шарниры, что облегчило подгонку всего этого к месту.
Щитки на каждую стойку сделал из трёх частей.Рёбра жесткости на них попробовал наклеивать, но понял, что получается "не айс". Поэтому решил сделать это старым проверенным способом "выскребания" резачком. Таким способом были изготовлены щитки с неплохим рельефом рёбер и достаточно реальной масштабной толщиной.
После сделанного по стойкам, изготовление хвостовой опоры показалось отдыхом. Хвостовое колёсико от "Эльф" прекрасно вписалось в вилку вновь изготовленной стойки.
Пришло время заняться винтом. В распоряжении были: Винт и кок из набора "ИСМ", лопасти и кок от "Вектор". Распределилось всё следующим образом: в дело пошёл "родной" кок, слегка доделанный (от "Вектора" кок не подошёл, т.к. формы его больше приближены к конусу и соответствуют более ранним модификациям Яка) и лопасти от "Вектор". Лопасти оказались великолепны. Обычно, я перетачиваю фабричные винты, доводя форму и толщину лопастей до приемлемых кондиций, но векторовские лопасти оказались так хороши, что "трогать" их мысли не возникло. Винт осталось дополнить самодельным подшипником сзади и стартовым храповиком спереди.
Закончив с винтом, я вернулся к фонарю. Он задуман с подвижной средней частью. Самое сложное в этом — обеспечить приемлемую толщину стекла сдвижной части, чтобы ступенька между её задним срезом и задней секцией "не резала глаз". Разрезав фонарь на три детали, я постарался максимально сточить толщину с внутренней стороны сдвижной части. Пока стачивал и полировал, с трепетом ждал, что вот-вот "хрустнет" Пронесло! На козырьке следовало имитировать бронестекло и я вырезал соответствующее место, вклеив туда вставку из полуторамиллиметрового оргстекла. Установил и заднее бронестекло на заранее приготовленные узлы. Перед приклейкой козырька и задней секции, установил на место прицел. Установив стеклянные детали, наклеил направляющие сдвижной части. После некоторой подгонки сдвижная часть начала сносно бегать взад-вперёд.
Далее следовало оснастить модель мачтой антенны. Она довольно длинная и тонкая и чтобы не гнулась, я выточил её из стальной проволоки. Мачту я дополнил небольшим крепёжным штырьком на киле (для Яков вещь нетипичная, связанная, якобы, с применением американской радиостанции). Изготовление оставшейся мелочёвки, такой как ПВД, БАНО, тяг рулей, выхлопных патрубков и пр. сложностей не вызвало и процесс плавно подошёл к малярным работам.
Окраска
Работы по окраске начал с маскировки фонаря и БАНО. Первый этап — грунтовка, для которой был использован грунт от "Тамия". После тщательной проверки результата грунтовки, решил нанести ещё один слой. Покончив с грунтовкой, настроил аэрограф на "тонкости" и приступил к нанесению "прешейдинга" чёрным цветом.
После некоторых подправлений, посчитал результат удовлетворительным. Отложил модель в сторону и занялся проблемами краски.
Выбранная модификация не отличалась количеством серийных машин (не более 400) и фотографий конкретно Як-9ДД имеется совсем немного. Наиболее известное фото — линейка Яков из группы майора И. Овчаренко, известной своим беспосадочным перелётом с аэродрома Бельцы (Молдавия) на базу американских ВВС в Бари (Италия) и действиями по поддержке армии югославских партизан.
На фото достаточно хорошо видно, что окраска машин была типичная заводская, с традиционным расположением камуфляжных полей. Неплохо видна форма, размеры и расположение бортовых номеров и тёмная окраска коков винтов (судя по всему — красная).
Следовало приготовить краски для трёхцветного камуфляжа, соответствующего тому времени ( 1944 г.), т.е. АМТ-11, АМТ-12 и АМТ-7. Решил намешать их из нитрокрасок. Многие меня, возможно, не поймут, но я не использую аутентичные фирменные краски без крайней необходимости, когда речь идёт об окраске больших камуфляжных полей. Единственное преимущество "нитро" — полное отсутствие остаточной липучести. После окраски модель можно вертеть в руках, трогать, щупать, лапать и т.д. не опасаясь прилипания и стирания краски. Можно даже стирать что-либо, накрашенное поверх "нитро" фирменными алкидными красками (соответствующим разбавителем). Однако окраску небольших деталей, которую аэрографом делать нецелесообразно, конечно, лучше делать "фирмой". Ниши и элементы шасси были задуты серым (под А-14) цветом. Замаскировав ниши, начал окраску камуфляжными цветами. Сверху, как базовым, задул светлым серо-голубым (АМТ-11). Сделав маски на светлых камуфляжных полях, нанёс тёмно-серый цвет (АМТ-12). Покончив с верхним камуфляжем, замасчкировал его целиком и окрасил нижние поверхности голубым (АМТ-7). Лопасти винта окрасил в серый цвет, близкий к АМТ-12 (винты окрашивались краской А-32М, близкой к этому цвету). Кок окрасил тёмно-красным цветом.
Перед декалированием покрыл модель футурой. Для декалирования использовал прекрасный набор от "Бегемот" на четырёх листах. Правда, он предназначен для Як-7, но для данного случая вполне подходит (кстати, к модели Як-9ДД от ARK Models, которую я использовал, даётся декаль, не имеющая отношения к "ДД"). Все декали легли на место великолепно и в, в принципе, даже приваривания спецжидкостями не потребовали. Декали снаружи были покрыты слоем футуры. Окраска была завершена тонировкой, подкрасками, имитацией "следов эксплуатации" и т.п. Поверх всего модель задута полуматовым нитролаком, после чего окрашенные поверхности приобрели окончательный вид. Установив антенну из капроновой нити, изобразил на ней изоляторы. Теперь всё, что окрашивалось отдельно, можно установить на места и модель приобретает окончательный вид.
Итоги
Хорошо-ли получилось? Лично я получил ту модель, какую хотел (ну, почти). Но какой ценой…
Из 57 "родных" деталей в дело пошло лишь девять основных, да и то, с немалыми доделками. Можно-ли рекомендовать другим такой вот способ получения "правильного" Як-9? Сомнительно. Ну, разве что найдётся кучка любителей "садомазо — моделизма", вроде меня. Какой-же из этого вывод?
Было-бы здОрово, если-бы отечественная "Звезда" выдала модель самого массового истребителя Отечественной Войны в освоенной ими "3D-технологии"!. Ведь, повезло-же моделям Ла-5, Як-3, Су-2!
С уважением, Константин.
P.S. Большое спасибо за оказанную помощь Константину и Жене!