Обзор 1/48 Bf109G-6 — TAMIYA против Звезда — часть 1 : 1/48 : Статьи

То свободного времени катастрофически не хватало, то вдруг накатывалась тяжёлым катком «лень-матушка». Более того, главный консультант самого первого набора Bf109F-2, всеми уважаемый Мансур Мустафин, периодически делал заявления на весь модельный мир, что это самая точная модель в 48-ом масштабе, потому что она сделана в 3D и исключительно по немецким чертежам. В итоге, время безвозвратно ушло и я, с чистой совестью похоронил эту идею.

В начале 2017 года у «Звезды» вышла модель Bf109G-6, которая разрабатывалась по аналогии с их предыдущими Bf109F-2 и F-4. А в 2018 в продажу поступила аналогичная новинка от «Тамии». В этом обзоре я рассмотрю эти две модели и сравню их с немецкими чертежами. Основной упор будет сделан на новинку от «Тамии», потому как на «Звезду» обзор уже был. 

Благодаря Ивану Кикоть (a.k.a. Aviament), мне в руки попала одна из первых коробочек с Bf109G-6 от фирмы «Тамия» в масштабе 1/48. Kat.No ITEM 61117. За что ему отдельная благодарность, и как говорится, «респект и уважуха»©. 

УПАКОВКА МОДЕЛИ:

Коробка стандартная состоящая из двух половин верх и низ, склеенная по углам. В закрытом виде весьма крепкая. Изготовлена из обычного картона. Литники упакованы в индивидуальные полиэтиленовые пакеты, которые запаяны. Декаль из двух листов на три варианта окраски, защищена вощёной бумагой и упакована в пакетик. Маски на фонарь. Отдельный пакетик с резиновыми втулками, стальными шайбами и минимагнитами. Инструкция чёрно-белая, типа книжка на шестнадцати страницах. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Чёрно-белая вкладка формата А4 с краткой историей самолёта. Цветная вкладка формата А3 на мелованной бумаге на три варианта окраски с пятью видами – право/лево, верх/низ и спереди.  

 

ЛИТНИКИ:

Фото литников модели от «Тамии» я не делал, так как в открытом доступе их предостаточно. Например, можно посмотреть тут: http://imodeler.com/2017/11/telford-kit-news-tamiya-148-messerschmitt-bf-109g-6/ или тут: http://www.hyperscale.com/2017/reviews/kits/tamiya61117reviewbg_1.htm А на «Звезду», наш коллега Андрей Кузнецов (a.k.a. SilverGhost), уже давно опубликовал весьма достойный обзор, поэтому отечественную модель изучать досконально я не буду. Ссылка на его статью тут:  http://scalemodels.ru/articles/10880-obzor-zvezda-1-48-Bf-109G-6-vs-Eduard-1-48-Bf-109G-6-late.html Я же просто сниму со «Звезды» те же линейные размеры, что и с «Тамии» и сведу их в общие таблицы. 

Лично у меня складывается стойкое впечатление, что японские конструкторы посетили со своими 3D сканерами несколько европейских авиационных музеев, где экспонируются различные Bf109G. А также, в процессе проектирования оглядывались на чертежи своих гуру: Шигеру Нохары (1992 г.в.) и Коичиро Абэ (2002 г.в.), ну и одним глазом подсматривали оригинальные немецкие (1940-44 г.в.). Плюс не брезговали работами своих коллег из России и Чехии, использовав из них наиболее удачные наработки по членению фюзеляжа, крыла и хвостового оперения. В итоге, у японцев, членение фюзеляжа вышло очень похожим на «Звезду», а крыло и ВО на чуть доработанный «Эдуард».

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

И, кстати говоря, такое обновлённое членение легко позволит «Тамии» продолжить линейку «стодевятых» до крайних версий «Густава» и последнего «Конрада». Вполне вероятно, что данная модель проектировалась с так называемым «дальним прицелом», то есть ресурсы на дальнейшее продолжение всей линейки Bf109F/G/K были заложены изначально. В доказательство этого на правой стороне фюзеляжа и на крыле снизу в изобилии даны лишние лючки. Их наличие однозначно указывает на то, что японский производитель легко может трансформировать этого Bf109G-6 в Bf109G-14 без кардинальных переделок литьевой формы. А если вдруг сильно приспичит, то они могут заменить верхние половины консолей крыла, капоты двигателя, фонарь «Эрла», высокий киль и винт с широкими лопастями. И уже можно будет собрать Bf109G-10, Bf109K-4, Bf109G-2, Bf109G-4, Bf109G-6/AS, Bf109G-14/AS. 

Но не будем мечтать о заоблачных перспективах. Вернёмся с небес на землю и рассмотрим пластик от «Тамии» подробнее.

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

ВИНТ И ОБТЕКАТЕЛЬ ВИНТА (КОК).

Теоретического чертежа на кок винта у меня нет, поэтому сравнить отливки буду только с фото. На взгляд, геометрия не хромает. Линейные и диаметральные размеры кока и винта укладываются в погрешность +/- 0,35…0,63 мм. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ФЮЗЕДЯЖА.

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

«Тамия» предлагает на выбор сделать либо закрытые, либо открытые капоты. Причём, благодаря разным подсборочным узлам двигателя и дополнительным минимагнитам, открытые и закрытые капоты можно переставлять на уже готовой окрашенной модели и комбинировать между собой. На модели от «Звезды» такой вариант не допустим, так как капоты собираются исключительно на клей. Правда, в отличие от «Звезды», японцы предлагают вторые верхние капоты либо открыть оба два, либо оба два закрыть. На отечественной модели можно приклеить вторые верхние капоты по отдельности. Например, один сделать открытым, а другой закрытым. На варианте с открытыми капотами двигатель снизу проработан намного грамотнее, чем у «Звезды». Присутствуют бензопомпа (дет.D23) и кольцевой воздуховод системы нагнетания воздуха (дет.D17). 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Сверху двигателя «Тамия» добавила лотки (дет.E3), на которые укладывались стволы пулемётов MG131. «Звезда» же все эти детали в своём наборе просто проигнорировала напрочь. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Но не всё так безоблачно и у «Тамии». Здесь нас ожидает первый неприятный сюрприз от японских производителей. Передний кольцевой капот (дет.B1), а именно верхнее полукольцо выполнено не верно. На задней части сверху присутствует ярковыраженная плоская площадка, которой быть не должно. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Отсмотрев свой фотоархив, я пришёл к выводу, что японцы «повелись» вот на эту картинку с немецкого чертежа 8-109.631-06 и легкодоступные версии «Густава» из музеев в Европе и США. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Хотя если строить в 3D по теоретическому чертежу 8-109.648, то на выходе должно получится круглое сечение без всяких плоских площадок. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

В принципе это легко «лечится» двумя взмахами шкурки или надфиля. Толщина пластика позволяет проделать эту процедуру абсолютно безболезненно для модели. Тем более, что высота этого капота в верхней точке дана абсолютно правильно. При стачивании острых углов площадки моделисту надо будет только добиться симметричного полукруглого сечения. И соответственно подогнать под новый профиль последующий капот (дет.F20). Все остальные линейные размеры передней части фюзеляжа укладываются в погрешность +/- 0,86…0,49 мм. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ФЮЗЕЛЯЖА И ФОНАРЬ КАБИНЫ ПИЛОТА.

«Тамия» предлагает только один фонарь кабины пилота раннего образца, состоящий из трёх секций. Его можно собрать либо в открытом, либо в закрытом положении. На выбор даётся два варианта бронезаголовника – стандартный глухой из бронеплиты (дет.B10) и прозрачный, так называемый «Галланд-панцер» (дет.C7). Кроме того, в наборе лежат два прицела Revi C/12D (дет.C1) и Revi 16B (дет.C2). 

Правда и на этом отрезке фюзеляжа у «Тамии» не обошлось без ошибок. В кабину предлагается фигурка пилота, которая выполнена на первый взгляд весьма реалистично. Но при ближайшем рассмотрении вызывает некоторое недоумение. Во-первых, руки пилота просто лежат на коленях и явно не добавляют ему аутентичности в отличие от фигурки пилота «Звезды». Во-вторых, на лице пилота отлита кислородная маска, что вообще-то маловероятно на земле. Обычно кислородом пользовались на высотах более 4000 м. А так как большинство моделистов собирают самолёт в стояночной конфигурации на земле, такой подход к изготовлению фигурки отправляет нас в далёкие 1960…70-е годы прошлого столетия.

Привязные ремни «Тамия» по обыкновению даёт декалью. (Кстати говоря, тоже привет из тех времён.) И если на пустое кресло их ещё возможно уложить без проблем, то «приваривать» их на фигурку пилота представляется ещё тем «танцем с бубном», если вообще допустимо из-за конструкции замка крепления. А пролитых в пластике привязных ремней у японцев просто нет. Но если быть честным, то и у «Звезды» пилот тоже получился не без изъяна. Привязные ремни они отлили в пластике, а про подвесную систему парашюта позабыли совсем.

Очень странно «Тамия» сымитировала на фюзеляже лючки подножек и захватов для рук. Создаётся впечатление, что их возвратная пружина просто ослабла, и створки не до конца вернулись в своё первоначальное состояние заподлицо с обшивкой. Зачем они так сделали мне не понятно.  

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Теперь моделисту придётся либо шпаклевать лючок целиком, с последующим восстановлением расшивки. Либо очень аккуратно делать сквозную прорезь в фюзеляже по контуру лючка. Либо вырезать из тонкого пластика новые лючки и клеить их на место этих «ям». 

На бортах фюзеляжа у «Густава» под средней частью фонаря было два прямоугольных отверстия, через которые осуществлялась дополнительная вентиляция кабины пилота. Изнутри кабины они прикрывались регулируемыми вручную створками. Левое отверстие было сдвинуто вперёд по полёту относительно правого на 140 мм, что в масштабе 1/48 составляет 2,92 мм.

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Оба производителя выполнили эту имитацию с ошибкой в сторону уменьшения. На 1,86 мм промахнулась «Тамия» и на 0,82 мм «Звезда». Кстати говоря, в процессе проектирования ребята из Лобни вообще прозевали этот перестык и изготовили литьевую форму с ошибкой. Пришлось им спешно править, и как говориться, по живому. Поэтому левое отверстие на своей модели «Звезда» дала внутренней расшивкой, а правое внешней.  

Японцы же ещё и умудрились ошибиться в местоположении обоих отверстий, относительно средней секции фонаря. Соответственно и ответные части, пролитые на внутренних стенках кабины, тоже оказались не на своих местах. Сдвиг вперёд по полёту составил по левому борту 1,34 мм, а по правому борту 2,38 мм. Все остальные размеры средней части фюзеляжа укладываются в погрешность +/- 0,45…0,68 мм.  

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

ЗАДНЯЯ ЧАСТЬ ФЮЗЕЛЯЖА.

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

На правой стороне фюзеляжа «Тамия» дала дополнительные лючки, которые также придётся шпаклевать, если вы конечно будете собирать модель «из коробки». Так на второй секции фюзеляжа находятся два лишних люка. Верхний закрывал заправочную горловину бака системы MW50, нижний – заправочную горловину бака системы GM1. Оба не используются ни на одном из трёх предложенных вариантов окраски. На четвёртой секции фюзеляжа присутствует лишний люк штуцера зарядки кислородных баллонов для пушки МК108, который надо оставить только для одного изкоробочного варианта – оберлейтенанта Шиллинга из 9./JG54. Подробнее эти моменты я рассмотрю немного позже, когда речь зайдёт о фото реальных прототипах вариантов окраски. 

Весьма удачно, на мой взгляд, японские проектировщики решили проблему крепление фюзеляжа с крылом. Стык деталей проходит не по линии расшивки, как у «Звезды», а по второй секции. Это позволяет беспрепятственно зашпаклевать клеевой шов. Но можно было поступить ещё мудрее и отодвинуть этот стык чуть в сторону от трапециевидного люка осмотра компаса. Получилось бы ещё лучше. Размеры задней части фюзеляжа укладываются в погрешность +/- 0,69…0,74 мм. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

ХВОСТОВАЯ ЧАСТЬ ФЮЗЕЛЯЖА.

Очень интересно выполнено членение на детали этой части фюзеляжа. Горизонтальное оперение и рули высоты даются одной целиковой деталью (дет.B40), которая крепится на фюзеляж. Это позволяет избежать перекоса в поперечном V стабилизатора. В ГО сверху вставляется киль (дет.B41/B42), который легко можно отлить в следующей реинкарнации модели высоким. В наборе даётся два варианта хвостовой стойки с кожаным чехлом (дет.F6) и без (дет.F7), под разные изкоробочные варианты окраски и соответственно две разные ниши хвостового колеса (дет.F11 и F12 соответственно). Размеры хвостовой части фюзеляжа укладываются в погрешность +/- 0,22…0,29 мм. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

КРЫЛО.

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Как я уже упоминал выше, на нижней поверхности крыла «Тамия» дала дополнительные отверстия и лючки, которые предлагается зашпаклевать. На каждой консоли надо замазать по четыре отверстия, намеченные под будущую установку пусковых труб с W.Gr.210, которых в этом наборе просто нет. На внешних съёмных трапециевидных панелях шпаклюем овальные лючки. Они должны присутствовать только на версиях Bf109G-10, Bf109G-14/AS и Bf109K-4. Под ними находились штуцера зарядки кислородных баллонов и баллонов системы GM1. На внутренних съёмных прямоугольных панелях предлагается избавиться от круглого и овального лючка. Но это потребуется только в том случае, если вы будете собирать Bf109G-6 без подвесных гондол с MG151/20. Если же устанавливать гондолы с пушками, круглый люк необходимо оставить, а овальный просто сам скроется под гондолой. 

Немного не точно «Тамия» выполнила вырезы в обшивке под щитки шасси. В том месте, где стойка крепится к фюзеляжу. Придётся подклеивать треугольники из тонкого пластика. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Хочу обратить ваше внимание ещё и на вот такой момент. Японцы спроектировали механизацию крыла в нескольких положениях. Если по выпуску/уборке предкрылков и тормозных щитков всё укладывается в общую канву, то со сворками водорадиатора не всё так однозначно. Тамия предлагает три варианта монтажа. Первый: обе створки верхняя и нижняя сворки опущены вниз на угол 40 градусов, то есть в посадочное положение. Имеет место быть. Второй: обе створки в полётной конфигурации. Верхняя сворка является продолжением верхней обшивки крыла, нижняя – продолжение обвода туннеля радиатора. Тоже имеет место быть. Третий: верхняя сворка является продолжением верхней обшивки крыла, нижняя отклонена в посадочное положение. А вот такой вариант совсем не возможен, потому что створки были кинематически связаны между собой, а также с тормозным щитком, и отклонялись они на любой угол от 0 до 40 градусов все вместе. Остальные размеры крыла укладываются в погрешность +/- 0,84…0,96. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОПЕРЕНИЕ И ШАССИ.

На рулях высоты «Тамия» не правильно выполнила флетнер. По габаритам он получился переразмеренным. По ширине на 0,375 мм, а по длине на 1,63 мм. По местоположению его надо передвинуть ближе к оси симметрии самолёта, так чтобы край начинался от середины третьей нервюры и заканчивался на середине четвёртой. Придётся флетнер срезать и изготавливать заново. Остальные размеры горизонтального оперения укладываются в погрешность +/- 0,78…0,66. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

На основных стойках шасси японцы забыли добавить полукруглые поддомкратные петли. «Звезда» отлила основную стойку строго по немецкому чертежу 8-2787.14, а «Тамия» её укоротила на 1,27 мм на участке штока амортизатора. Таким образом, у японцев стойка шасси получилась как бы в обжатом на ¼ положении. Остальные размеры шасси укладываются в погрешность +/- 0,14…0,27. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

ПОДВЕСНОЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК, ЕГО ПИЛОН И ПОДВЕСНАЯ ГОНДОЛА ПУШКИ MG151/20.

В соответствии с новой трактовкой немецких заводских чертежей немного поменялись размеры пилона ПТБ по сравнению с моим же обзором на Bf109G-6 от «Revell» в масштабе 1/32. http://scalemodels.ru/articles/6830-obzor-Revell-1-32-Messerschmitt-Bf-109G-6-Kit-No-04665.html Наиболее правильные размеры указаны именно в этом обзоре на «Тамию». 

Из набора можно собрать ПТБ трёх типов, отличающихся друг от друга хвостовой частью. С тупым хвостовиком, с острым или с полукруглым. Основные диаметральные и линейные размеры ПТБ и пилона укладываются в погрешность +/- 0,60…0,59. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

На подвесных гондолах «Тамия» немного исказила каплеобразный обтекатель гильзозвеньевыброса, укоротив его на 1,17 мм. Вероятно, японские проектировщики доверились картинкам из немецкого техописания D.(Luft) T.2109 G-1 «Flugzeug-Handbuch» Teil 8A «Schußwaffenanlage», Helf 2: «Flügelgondelbewaffnung». А по фотографиям реальных самолётов проверять не стали. На картинках из техописания обтекатель заканчивался приблизительно за серединой овального лючка. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

А на самом деле, этот обтекатель тянулся дальше и оканчивался на уровне задней кромки этого люка. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Остальные размеры подвесной гондолы укладываются в погрешность +/- 0,34…0,25 мм. 

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ МОДЕЛИ.

На коробке указаны габаритные размеры будущей модели в сборе. Размах крыла – 207 мм и длина фюзеляжа – 188 мм. 

Крыло. При последовательном сложении всех линейных размеров и с учётом поперечного угла установки консоли крыла 6°32´ получаем размер – 206,671 мм, что в масштабе 1/1 равно 9920,22 мм. Истинный размер должен быть 9920,00 мм, что в масштабе 1/48 составляет 206,666 мм. Как видно ошибка минимальная.

Фюзеляж. При последовательном сложении всех линейных размеров получаем длину модели 187,23 мм, что в масштабе 1/48 составляет 8987,04 мм. Истинный размер варьировался от 9017 мм до 9042 мм. Такой разброс в цифрах был обусловлен технологическим допуском при изготовлении и монтаже каждой секции фюзеляжа. Для расчёта возьмём среднее значение 9030,00 мм, что в масштабе 1/48 составляет 188,125 мм. Здесь у «Тамии» не хватает 0,895 мм. Если добавить гарантированный зазор между коком винта и первым капотом в 10 мм, то ошибка уменьшится до 0,685 мм.  

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

К сожалению вынужден прерваться из-за особенностей браузера. Будем считать, что это была первая часть обзора.

 

© Александр Павлов (a.k.a. steinhoff). Апрель 2018.

 

То свободного времени катастрофически не хватало, то вдруг накатывалась тяжёлым катком «лень-матушка». Более того, главный консультант самого первого набора Bf109F-2, всеми уважаемый Мансур Мустафин, периодически делал заявления на весь модельный мир, что это самая точная модель в 48-ом масштабе, потому что она сделана в 3D и исключительно по немецким чертежам. В итоге, время безвозвратно ушло и я, с чистой совестью похоронил эту идею.
В начале 2017 года у «Звезды» вышла модель Bf109G-6, которая разрабатывалась по аналогии с их предыдущими Bf109F-2 и F-4. А в 2018 в продажу поступила аналогичная новинка от «Тамии». В этом обзоре я рассмотрю эти две модели и сравню их с немецкими чертежами. Основной упор будет сделан на новинку от «Тамии», потому как на «Звезду» обзор уже был. 
Благодаря Ивану Кикоть (a.k.a. Aviament), мне в руки попала одна из первых коробочек с Bf109G-6 от фирмы «Тамия» в масштабе 1/48. Kat.No ITEM 61117. За что ему отдельная благодарность, и как говорится, «респект и уважуха»©. 

УПАКОВКА МОДЕЛИ:

Коробка стандартная состоящая из двух половин верх и низ, склеенная по углам. В закрытом виде весьма крепкая. Изготовлена из обычного картона. Литники упакованы в индивидуальные полиэтиленовые пакеты, которые запаяны. Декаль из двух листов на три варианта окраски, защищена вощёной бумагой и упакована в пакетик. Маски на фонарь. Отдельный пакетик с резиновыми втулками, стальными шайбами и минимагнитами. Инструкция чёрно-белая, типа книжка на шестнадцати страницах. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 
Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 
Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 
Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Чёрно-белая вкладка формата А4 с краткой историей самолёта. Цветная вкладка формата А3 на мелованной бумаге на три варианта окраски с пятью видами – право/лево, верх/низ и спереди.  

 

ЛИТНИКИ:

Фото литников модели от «Тамии» я не делал, так как в открытом доступе их предостаточно. Например, можно посмотреть тут: http://imodeler.com/2017/11/telford-kit-news-tamiya-148-messerschmitt-bf-109g-6/ или тут: http://www.hyperscale.com/2017/reviews/kits/tamiya61117reviewbg_1.htm А на «Звезду», наш коллега Андрей Кузнецов (a.k.a. SilverGhost), уже давно опубликовал весьма достойный обзор, поэтому отечественную модель изучать досконально я не буду. Ссылка на его статью тут:  http://scalemodels.ru/articles/10880-obzor-zvezda-1-48-Bf-109G-6-vs-Eduard-1-48-Bf-109G-6-late.html Я же просто сниму со «Звезды» те же линейные размеры, что и с «Тамии» и сведу их в общие таблицы. 
Лично у меня складывается стойкое впечатление, что японские конструкторы посетили со своими 3D сканерами несколько европейских авиационных музеев, где экспонируются различные Bf109G. А также, в процессе проектирования оглядывались на чертежи своих гуру: Шигеру Нохары (1992 г.в.) и Коичиро Абэ (2002 г.в.), ну и одним глазом подсматривали оригинальные немецкие (1940-44 г.в.). Плюс не брезговали работами своих коллег из России и Чехии, использовав из них наиболее удачные наработки по членению фюзеляжа, крыла и хвостового оперения. В итоге, у японцев, членение фюзеляжа вышло очень похожим на «Звезду», а крыло и ВО на чуть доработанный «Эдуард».

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

И, кстати говоря, такое обновлённое членение легко позволит «Тамии» продолжить линейку «стодевятых» до крайних версий «Густава» и последнего «Конрада». Вполне вероятно, что данная модель проектировалась с так называемым «дальним прицелом», то есть ресурсы на дальнейшее продолжение всей линейки Bf109F/G/K были заложены изначально. В доказательство этого на правой стороне фюзеляжа и на крыле снизу в изобилии даны лишние лючки. Их наличие однозначно указывает на то, что японский производитель легко может трансформировать этого Bf109G-6 в Bf109G-14 без кардинальных переделок литьевой формы. А если вдруг сильно приспичит, то они могут заменить верхние половины консолей крыла, капоты двигателя, фонарь «Эрла», высокий киль и винт с широкими лопастями. И уже можно будет собрать Bf109G-10, Bf109K-4, Bf109G-2, Bf109G-4, Bf109G-6/AS, Bf109G-14/AS. 
Но не будем мечтать о заоблачных перспективах. Вернёмся с небес на землю и рассмотрим пластик от «Тамии» подробнее.

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

ВИНТ И ОБТЕКАТЕЛЬ ВИНТА (КОК).

Теоретического чертежа на кок винта у меня нет, поэтому сравнить отливки буду только с фото. На взгляд, геометрия не хромает. Линейные и диаметральные размеры кока и винта укладываются в погрешность +/- 0,35…0,63 мм. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 
Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ФЮЗЕДЯЖА.

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

«Тамия» предлагает на выбор сделать либо закрытые, либо открытые капоты. Причём, благодаря разным подсборочным узлам двигателя и дополнительным минимагнитам, открытые и закрытые капоты можно переставлять на уже готовой окрашенной модели и комбинировать между собой. На модели от «Звезды» такой вариант не допустим, так как капоты собираются исключительно на клей. Правда, в отличие от «Звезды», японцы предлагают вторые верхние капоты либо открыть оба два, либо оба два закрыть. На отечественной модели можно приклеить вторые верхние капоты по отдельности. Например, один сделать открытым, а другой закрытым. На варианте с открытыми капотами двигатель снизу проработан намного грамотнее, чем у «Звезды». Присутствуют бензопомпа (дет.D23) и кольцевой воздуховод системы нагнетания воздуха (дет.D17). 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Сверху двигателя «Тамия» добавила лотки (дет.E3), на которые укладывались стволы пулемётов MG131. «Звезда» же все эти детали в своём наборе просто проигнорировала напрочь. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Но не всё так безоблачно и у «Тамии». Здесь нас ожидает первый неприятный сюрприз от японских производителей. Передний кольцевой капот (дет.B1), а именно верхнее полукольцо выполнено не верно. На задней части сверху присутствует ярковыраженная плоская площадка, которой быть не должно. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Отсмотрев свой фотоархив, я пришёл к выводу, что японцы «повелись» вот на эту картинку с немецкого чертежа 8-109.631-06 и легкодоступные версии «Густава» из музеев в Европе и США. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Хотя если строить в 3D по теоретическому чертежу 8-109.648, то на выходе должно получится круглое сечение без всяких плоских площадок. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 
Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

В принципе это легко «лечится» двумя взмахами шкурки или надфиля. Толщина пластика позволяет проделать эту процедуру абсолютно безболезненно для модели. Тем более, что высота этого капота в верхней точке дана абсолютно правильно. При стачивании острых углов площадки моделисту надо будет только добиться симметричного полукруглого сечения. И соответственно подогнать под новый профиль последующий капот (дет.F20). Все остальные линейные размеры передней части фюзеляжа укладываются в погрешность +/- 0,86…0,49 мм. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 
Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ФЮЗЕЛЯЖА И ФОНАРЬ КАБИНЫ ПИЛОТА.

«Тамия» предлагает только один фонарь кабины пилота раннего образца, состоящий из трёх секций. Его можно собрать либо в открытом, либо в закрытом положении. На выбор даётся два варианта бронезаголовника – стандартный глухой из бронеплиты (дет.B10) и прозрачный, так называемый «Галланд-панцер» (дет.C7). Кроме того, в наборе лежат два прицела Revi C/12D (дет.C1) и Revi 16B (дет.C2). 
Правда и на этом отрезке фюзеляжа у «Тамии» не обошлось без ошибок. В кабину предлагается фигурка пилота, которая выполнена на первый взгляд весьма реалистично. Но при ближайшем рассмотрении вызывает некоторое недоумение. Во-первых, руки пилота просто лежат на коленях и явно не добавляют ему аутентичности в отличие от фигурки пилота «Звезды». Во-вторых, на лице пилота отлита кислородная маска, что вообще-то маловероятно на земле. Обычно кислородом пользовались на высотах более 4000 м. А так как большинство моделистов собирают самолёт в стояночной конфигурации на земле, такой подход к изготовлению фигурки отправляет нас в далёкие 1960…70-е годы прошлого столетия.
Привязные ремни «Тамия» по обыкновению даёт декалью. (Кстати говоря, тоже привет из тех времён.) И если на пустое кресло их ещё возможно уложить без проблем, то «приваривать» их на фигурку пилота представляется ещё тем «танцем с бубном», если вообще допустимо из-за конструкции замка крепления. А пролитых в пластике привязных ремней у японцев просто нет. Но если быть честным, то и у «Звезды» пилот тоже получился не без изъяна. Привязные ремни они отлили в пластике, а про подвесную систему парашюта позабыли совсем.
Очень странно «Тамия» сымитировала на фюзеляже лючки подножек и захватов для рук. Создаётся впечатление, что их возвратная пружина просто ослабла, и створки не до конца вернулись в своё первоначальное состояние заподлицо с обшивкой. Зачем они так сделали мне не понятно.  

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Теперь моделисту придётся либо шпаклевать лючок целиком, с последующим восстановлением расшивки. Либо очень аккуратно делать сквозную прорезь в фюзеляже по контуру лючка. Либо вырезать из тонкого пластика новые лючки и клеить их на место этих «ям». 
На бортах фюзеляжа у «Густава» под средней частью фонаря было два прямоугольных отверстия, через которые осуществлялась дополнительная вентиляция кабины пилота. Изнутри кабины они прикрывались регулируемыми вручную створками. Левое отверстие было сдвинуто вперёд по полёту относительно правого на 140 мм, что в масштабе 1/48 составляет 2,92 мм.

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Оба производителя выполнили эту имитацию с ошибкой в сторону уменьшения. На 1,86 мм промахнулась «Тамия» и на 0,82 мм «Звезда». Кстати говоря, в процессе проектирования ребята из Лобни вообще прозевали этот перестык и изготовили литьевую форму с ошибкой. Пришлось им спешно править, и как говориться, по живому. Поэтому левое отверстие на своей модели «Звезда» дала внутренней расшивкой, а правое внешней.  
Японцы же ещё и умудрились ошибиться в местоположении обоих отверстий, относительно средней секции фонаря. Соответственно и ответные части, пролитые на внутренних стенках кабины, тоже оказались не на своих местах. Сдвиг вперёд по полёту составил по левому борту 1,34 мм, а по правому борту 2,38 мм. Все остальные размеры средней части фюзеляжа укладываются в погрешность +/- 0,45…0,68 мм.  

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

ЗАДНЯЯ ЧАСТЬ ФЮЗЕЛЯЖА.

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

На правой стороне фюзеляжа «Тамия» дала дополнительные лючки, которые также придётся шпаклевать, если вы конечно будете собирать модель «из коробки». Так на второй секции фюзеляжа находятся два лишних люка. Верхний закрывал заправочную горловину бака системы MW50, нижний – заправочную горловину бака системы GM1. Оба не используются ни на одном из трёх предложенных вариантов окраски. На четвёртой секции фюзеляжа присутствует лишний люк штуцера зарядки кислородных баллонов для пушки МК108, который надо оставить только для одного изкоробочного варианта – оберлейтенанта Шиллинга из 9./JG54. Подробнее эти моменты я рассмотрю немного позже, когда речь зайдёт о фото реальных прототипах вариантов окраски. 
Весьма удачно, на мой взгляд, японские проектировщики решили проблему крепление фюзеляжа с крылом. Стык деталей проходит не по линии расшивки, как у «Звезды», а по второй секции. Это позволяет беспрепятственно зашпаклевать клеевой шов. Но можно было поступить ещё мудрее и отодвинуть этот стык чуть в сторону от трапециевидного люка осмотра компаса. Получилось бы ещё лучше. Размеры задней части фюзеляжа укладываются в погрешность +/- 0,69…0,74 мм. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 
Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

ХВОСТОВАЯ ЧАСТЬ ФЮЗЕЛЯЖА.

Очень интересно выполнено членение на детали этой части фюзеляжа. Горизонтальное оперение и рули высоты даются одной целиковой деталью (дет.B40), которая крепится на фюзеляж. Это позволяет избежать перекоса в поперечном V стабилизатора. В ГО сверху вставляется киль (дет.B41/B42), который легко можно отлить в следующей реинкарнации модели высоким. В наборе даётся два варианта хвостовой стойки с кожаным чехлом (дет.F6) и без (дет.F7), под разные изкоробочные варианты окраски и соответственно две разные ниши хвостового колеса (дет.F11 и F12 соответственно). Размеры хвостовой части фюзеляжа укладываются в погрешность +/- 0,22…0,29 мм. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

КРЫЛО.

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Как я уже упоминал выше, на нижней поверхности крыла «Тамия» дала дополнительные отверстия и лючки, которые предлагается зашпаклевать. На каждой консоли надо замазать по четыре отверстия, намеченные под будущую установку пусковых труб с W.Gr.210, которых в этом наборе просто нет. На внешних съёмных трапециевидных панелях шпаклюем овальные лючки. Они должны присутствовать только на версиях Bf109G-10, Bf109G-14/AS и Bf109K-4. Под ними находились штуцера зарядки кислородных баллонов и баллонов системы GM1. На внутренних съёмных прямоугольных панелях предлагается избавиться от круглого и овального лючка. Но это потребуется только в том случае, если вы будете собирать Bf109G-6 без подвесных гондол с MG151/20. Если же устанавливать гондолы с пушками, круглый люк необходимо оставить, а овальный просто сам скроется под гондолой. 
Немного не точно «Тамия» выполнила вырезы в обшивке под щитки шасси. В том месте, где стойка крепится к фюзеляжу. Придётся подклеивать треугольники из тонкого пластика. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Хочу обратить ваше внимание ещё и на вот такой момент. Японцы спроектировали механизацию крыла в нескольких положениях. Если по выпуску/уборке предкрылков и тормозных щитков всё укладывается в общую канву, то со сворками водорадиатора не всё так однозначно. Тамия предлагает три варианта монтажа. Первый: обе створки верхняя и нижняя сворки опущены вниз на угол 40 градусов, то есть в посадочное положение. Имеет место быть. Второй: обе створки в полётной конфигурации. Верхняя сворка является продолжением верхней обшивки крыла, нижняя – продолжение обвода туннеля радиатора. Тоже имеет место быть. Третий: верхняя сворка является продолжением верхней обшивки крыла, нижняя отклонена в посадочное положение. А вот такой вариант совсем не возможен, потому что створки были кинематически связаны между собой, а также с тормозным щитком, и отклонялись они на любой угол от 0 до 40 градусов все вместе. Остальные размеры крыла укладываются в погрешность +/- 0,84…0,96. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОПЕРЕНИЕ И ШАССИ.

На рулях высоты «Тамия» не правильно выполнила флетнер. По габаритам он получился переразмеренным. По ширине на 0,375 мм, а по длине на 1,63 мм. По местоположению его надо передвинуть ближе к оси симметрии самолёта, так чтобы край начинался от середины третьей нервюры и заканчивался на середине четвёртой. Придётся флетнер срезать и изготавливать заново. Остальные размеры горизонтального оперения укладываются в погрешность +/- 0,78…0,66. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

На основных стойках шасси японцы забыли добавить полукруглые поддомкратные петли. «Звезда» отлила основную стойку строго по немецкому чертежу 8-2787.14, а «Тамия» её укоротила на 1,27 мм на участке штока амортизатора. Таким образом, у японцев стойка шасси получилась как бы в обжатом на ¼ положении. Остальные размеры шасси укладываются в погрешность +/- 0,14…0,27. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

ПОДВЕСНОЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК, ЕГО ПИЛОН И ПОДВЕСНАЯ ГОНДОЛА ПУШКИ MG151/20.

В соответствии с новой трактовкой немецких заводских чертежей немного поменялись размеры пилона ПТБ по сравнению с моим же обзором на Bf109G-6 от «Revell» в масштабе 1/32http://scalemodels.ru/articles/6830-obzor-Revell-1-32-Messerschmitt-Bf-109G-6-Kit-No-04665.html Наиболее правильные размеры указаны именно в этом обзоре на «Тамию». 
Из набора можно собрать ПТБ трёх типов, отличающихся друг от друга хвостовой частью. С тупым хвостовиком, с острым или с полукруглым. Основные диаметральные и линейные размеры ПТБ и пилона укладываются в погрешность +/- 0,60…0,59. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 
Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

На подвесных гондолах «Тамия» немного исказила каплеобразный обтекатель гильзозвеньевыброса, укоротив его на 1,17 мм. Вероятно, японские проектировщики доверились картинкам из немецкого техописания D.(Luft) T.2109 G-1 «Flugzeug-Handbuch» Teil 8A «Schußwaffenanlage», Helf 2: «Flügelgondelbewaffnung». А по фотографиям реальных самолётов проверять не стали. На картинках из техописания обтекатель заканчивался приблизительно за серединой овального лючка. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 
А на самом деле, этот обтекатель тянулся дальше и оканчивался на уровне задней кромки этого люка. 

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

Остальные размеры подвесной гондолы укладываются в погрешность +/- 0,34…0,25 мм. 

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ МОДЕЛИ.

На коробке указаны габаритные размеры будущей модели в сборе. Размах крыла – 207 мм и длина фюзеляжа – 188 мм. 
Крыло. При последовательном сложении всех линейных размеров и с учётом поперечного угла установки консоли крыла 6°32´ получаем размер – 206,671 мм, что в масштабе 1/1 равно 9920,22 мм. Истинный размер должен быть 9920,00 мм, что в масштабе 1/48 составляет 206,666 мм. Как видно ошибка минимальная.
Фюзеляж. При последовательном сложении всех линейных размеров получаем длину модели 187,23 мм, что в масштабе 1/48 составляет 8987,04 мм. Истинный размер варьировался от 9017 мм до 9042 мм. Такой разброс в цифрах был обусловлен технологическим допуском при изготовлении и монтаже каждой секции фюзеляжа. Для расчёта возьмём среднее значение 9030,00 мм, что в масштабе 1/48 составляет 188,125 мм. Здесь у «Тамии» не хватает 0,895 мм. Если добавить гарантированный зазор между коком винта и первым капотом в 10 мм, то ошибка уменьшится до 0,685 мм.  

Обзор 1/48 Bf109G-6 - TAMIYA против Звезда - часть 1 

К сожалению вынужден прерваться из-за особенностей браузера. Будем считать, что это была первая часть обзора.

 

© Александр Павлов (a.k.a. steinhoff). Апрель 2018.