Хочу крутой аэрограф : Техники и секреты : Статьи

 Речь пойдет о разных ценовых категориях, как правило однотипных инструментов, которые мне удалось сравнить в эффективности, а именно JAS 1117 (1113, 1115) с диаметрами сопел 0,3, 0,5 и 0,7, Inked ritual 900 0,2 и 0,3, HARDER&STEENBECK GRAFO T1 автомат с коническим соплом 0,15, Iwata revolution 0.3, НР-C 0.3 и castom micron 0.23. используемые компрессоры Jas 1203-II и JAS 1206.

Сразу оговорюсь, что, конечно же, мои знания будут иметь поправку на опыт использования аэрографа по прямому назначению, т.е. аэрографии (поскольку моделизм является менее требовательный к данному инструменту), и естественно не являются истиной в последней инстанции. 

Сначала будет рассмотрен вопрос выбора первого аэрографа, а потом вопрос необходимости перехода с дешевого на более дорогой.

И так JAS (они же фенгды и иже с ними ценовая категория 700+). 

Силуминовая дешевая копия японских Иват. Качество у них посредственное, однако нельзя сказать, что оно ужасно. Иногда бывает несоосность сопел воздушного и материального, но магазины не раздумывая меняют их на новый аэр. Иглы мягкие, сопла мягкие. Сейчас еще добавилась беда с отрывающейся резьбой материального сопла, поэтому надо их брать несколько прозапас. Это же касается и игл. Обязательно сразу надо брать фторопластовые прокладки иглы, так как родные резиновые после использования нитро и сольвентов придут в негодность и придадут вам работы по очистке. В плане использования его для моделизма на начальной стадии самое то. 1117 нет смысла брать, нужно взять самый простой с классической компоновкой. Регулятор давления у китайцев бесполезная вещь, не выполняющая свои функции. К тому же он есть на компрессоре — этого достаточно. Ограничитель хода иглы с моей точки зрения тоже вещь ненужная (это касается и дорогих инструментов). Акриловая краска и грунт имеют свойство налипать на иглу поэтому каждый последующий раз игла садится в сопло все хуже и в итоге, чтобы подать в сопло хоть немного краски, нужно будет открутить ограничитель еще сильней, потому как игла в него упрется. Отсюда сразу вытекает ненужность большого бачка аэрографа- 3 кубика достаточно. С нитрокраской и сольвентами история попроще и при необходимости покрыть относительно большую площадь бачек 9мл может пригодиться. В этом случае для новичка может пригодиться и ограничитель хода иглы.

Далее в ценовом ряду идет линейка аэрографов Инкед, богато представленная на этом сайте. Ценовая категория 3000. 

Какое-то время являлась доведенными до ума JASами со взаимозаменяемыми соплами, иглами, прокладками и клапанами (В случае с Ритуалами). Сейчас они улучшают технологии доводят до ума железо. Есть у них и другие линейки. Про них ничего сказать не могу особенно про их конические сопла, не пользовал. Нержавеющие полированные иглы и сопла. Метал самого аэра на экспертизу не сдавал, допустим, что тоже нержавейка. Единственный плюс по отношению к JAS это износостойкость. Кончик иглы прочнее. Из-за полировки легче снимается налипание краски. Возможно, несоосность сопел не встречается, не могу сказать. Качественных улучшений замена джасов на данные инструменты в плане работы или комфорта не даст.

Далее идет ценовая категория 6000-10000 

Это Иваты и хардерстинбэки. (Тут хочу сделать по-правку на б/у аппараты, которые являются неплохим приобретением иногда. А именно Ивата Революшин 0,3 можно купить на авито за 3000. Мне повезло за 2500.) серия эклипс для меня — непонятное промежуточное звено между революшин и НР.

Хардер и стинбэк Графо т1 — автомат с коническим самоцентрирующимся соплом 0,15 мм. Автомат — отдельная категория инструментов. Подача воздуха и краски осуществляется движением курка назад без нажатия. Сначала это может показаться удобным, но при тонких работах угол опережения подачи краски изменчив, то есть краска попадает не всегда в задуманную точку, что крайне раздражает, налипание краски вносит дополнительное раздражение. В моделизме это не ощущается, поэтому автомат можно рассмотреть, как вариант. Но лично я не рассматривал бы. Тяжело привыкнуть, тяжело отвыкнуть, ведь вскоре удобство автомата уступает место точности двойному действию и дорогостоящий аппарат приходится всё равно заменить на взрослый. 

Иваты и и хардеры двойного действия 10000+ высокоточные надежные аппараты. Для моделизма приборы ненужные от слова совсем. совершенно узконаправленные. грунтовать ими конечно можно, но…ээээ. Выскажу свое личное мнение (и группы мастеров мне известных), что хардер и стинбэк хвалят те, кто не может позволить себе Ивату кастом микрон)) это так, к слову.

Ивата кастом микрон 21000+ фантастический прибор, который очень требователен к краске и уходу, не говоря уже о прямых руках. Упоминается только из познавательных соображений. Для моделизма не пригоден.

Теперь рассмотрим различные диаметры сопел и возможность их применения в моделизме.

Самый распространенный диаметр 0,3. Для моделей авиации 1/72/144 и БТТ 1/35 является необходимым и достаточным. Для моделей в 1/48 и 1/32 было бы неплохо иметь распыл комплект 0,5мм. Самые простые JAS имеют возможность установки оного взамен 0,3. 

Сопло 0,2 мм в моделизме, на мой взгляд, непригодно. При правильном использовании сопло 0,3 чертит линию толщиной с полоску шариковой ручки. Это лишь вопрос правильного давления, и концентрации краски иногда, а так же расстояния до поверхности. для точнейшей и тончайшей линии снимается защитный диффузор и игла подносится к самой поверхности. 0,2 на бюджетных аэрографах — это скорее фишка, нежели функционал. У разных фирм возможности одного диаметра сопел отличаются. 

Конические сопла не рассматриваю. Опыт у меня небольшой и он отрицательный. На какой-нибудь объективизм не претендует. Но учитывая отсутствие его в любых линейках бесспорного лидера в мире аэрографов фирмы Ивата возможно мое мнение заслуживает внимания.

Итак, на мой взгляд, вывод очевиден: самый простой джас и прямые руки. Кривым рукам не помогут дорогие аэрографы, прямым рукам дорогой аэр не нужен. И рассуждения, как я встречаю на форуме: НР-С для грунтования очень неплох, а для прешейдинга или там 35-го масштаба Паше 0,4 подходит лучше – это игра эго.

Для моделизма с небольшим количеством моделей в год оптимальным является JAS и ему подобные. Вполне себе справляется со всеми задачами от грунта до лака. Более крутые аэрографы имеют улучшенную эргономику и более качественный факел, подающий больший процент краски в нужную точку с минимальным оверспреем. Но при этом соотношение цены и качества для моделизма не приемлемо.

Подвести итог хочу обозначением пары домыслов, которые являются причинами для смены аэрографа, как правило связанной с неплохими затратами:

• Хороший аэрограф экономичней расходует краску (грунт, лак) – это верно, но не применимо для классической техники покрытия моделей, в этом случае только опыт экономит;

• Хороший аэрограф удобней (эргономичней) – верно, но когда вы его приобретёте вас постигнет разочарование – его удобство не то, что вы ожидали, и оценить вы это сможете, часами работая с автомобилями или картинами, но не с моделями.

• Хороший аэрограф надежней – надежней любого нового аэрографа ценовой категории до 3000, но не надежней б/у иваты за 3000 руб

• У хорошего аэрографа равномерный факел — при использовании масок и с техникой окраски а-ля моделизм, как в роликах Гойны или PLASMO, не нужно париться на эту тему — оверспрей есть и у дорогих аэрографов он просто меньше. Для моделизма это не имеет значения.

И на последок: отдельные пункты описанного могут быть опровергнуты чьей-то индивидуальностью либо большим опытом. Опытный мастер, подчеркиваю, мастер, может чувствовать, как инструмент лежит в руке например, но только единицы поймут разницу в работе инструмента. Поэтому если у вас 5-10 моделей в год, и вы всетаки решили сменить аэрограф, единственный вариант, который порекомендовал бы лично я – это смена китайца на Ивату револющин 0,3 максимум или, возможно, его прямого конкурента только лишь потому, что он немного легче чистится, и заметно надежней. Но знайте: ваш результат не изменится.

 Речь пойдет о разных ценовых категориях, как правило однотипных инструментов, которые мне удалось сравнить в эффективности, а именно JAS 1117 (1113, 1115) с диаметрами сопел 0,3, 0,5 и 0,7, Inked ritual 900 0,2 и 0,3, HARDER&STEENBECK GRAFO T1 автомат с коническим соплом 0,15, Iwata revolution 0.3, НР-C 0.3 и castom micron 0.23. используемые компрессоры Jas 1203-II и JAS 1206.
Сразу оговорюсь, что, конечно же, мои знания будут иметь поправку на опыт использования аэрографа по прямому назначению, т.е. аэрографии (поскольку моделизм является менее требовательный к данному инструменту), и естественно не являются истиной в последней инстанции. 
Сначала будет рассмотрен вопрос выбора первого аэрографа, а потом вопрос необходимости перехода с дешевого на более дорогой.

И так JAS (они же фенгды и иже с ними ценовая категория 700+). 
Силуминовая дешевая копия японских Иват. Качество у них посредственное, однако нельзя сказать, что оно ужасно. Иногда бывает несоосность сопел воздушного и материального, но магазины не раздумывая меняют их на новый аэр. Иглы мягкие, сопла мягкие. Сейчас еще добавилась беда с отрывающейся резьбой материального сопла, поэтому надо их брать несколько прозапас. Это же касается и игл. Обязательно сразу надо брать фторопластовые прокладки иглы, так как родные резиновые после использования нитро и сольвентов придут в негодность и придадут вам работы по очистке. В плане использования его для моделизма на начальной стадии самое то. 1117 нет смысла брать, нужно взять самый простой с классической компоновкой. Регулятор давления у китайцев бесполезная вещь, не выполняющая свои функции. К тому же он есть на компрессоре — этого достаточно. Ограничитель хода иглы с моей точки зрения тоже вещь ненужная (это касается и дорогих инструментов). Акриловая краска и грунт имеют свойство налипать на иглу поэтому каждый последующий раз игла садится в сопло все хуже и в итоге, чтобы подать в сопло хоть немного краски, нужно будет открутить ограничитель еще сильней, потому как игла в него упрется. Отсюда сразу вытекает ненужность большого бачка аэрографа- 3 кубика достаточно. С нитрокраской и сольвентами история попроще и при необходимости покрыть относительно большую площадь бачек 9мл может пригодиться. В этом случае для новичка может пригодиться и ограничитель хода иглы.

Далее в ценовом ряду идет линейка аэрографов Инкед, богато представленная на этом сайте. Ценовая категория 3000. 
Какое-то время являлась доведенными до ума JASами со взаимозаменяемыми соплами, иглами, прокладками и клапанами (В случае с Ритуалами). Сейчас они улучшают технологии доводят до ума железо. Есть у них и другие линейки. Про них ничего сказать не могу особенно про их конические сопла, не пользовал. Нержавеющие полированные иглы и сопла. Метал самого аэра на экспертизу не сдавал, допустим, что тоже нержавейка. Единственный плюс по отношению к JAS это износостойкость. Кончик иглы прочнее. Из-за полировки легче снимается налипание краски. Возможно, несоосность сопел не встречается, не могу сказать. Качественных улучшений замена джасов на данные инструменты в плане работы или комфорта не даст.

Далее идет ценовая категория 6000-10000 
Это Иваты и хардерстинбэки. (Тут хочу сделать по-правку на б/у аппараты, которые являются неплохим приобретением иногда. А именно Ивата Революшин 0,3 можно купить на авито за 3000. Мне повезло за 2500.) серия эклипс для меня — непонятное промежуточное звено между революшин и НР.
Хардер и стинбэк Графо т1 — автомат с коническим самоцентрирующимся соплом 0,15 мм. Автомат — отдельная категория инструментов. Подача воздуха и краски осуществляется движением курка назад без нажатия. Сначала это может показаться удобным, но при тонких работах угол опережения подачи краски изменчив, то есть краска попадает не всегда в задуманную точку, что крайне раздражает, налипание краски вносит дополнительное раздражение. В моделизме это не ощущается, поэтому автомат можно рассмотреть, как вариант. Но лично я не рассматривал бы. Тяжело привыкнуть, тяжело отвыкнуть, ведь вскоре удобство автомата уступает место точности двойному действию и дорогостоящий аппарат приходится всё равно заменить на взрослый. 

Иваты и и хардеры двойного действия 10000+ высокоточные надежные аппараты. Для моделизма приборы ненужные от слова совсем. совершенно узконаправленные. грунтовать ими конечно можно, но…ээээ. Выскажу свое личное мнение (и группы мастеров мне известных), что хардер и стинбэк хвалят те, кто не может позволить себе Ивату кастом микрон)) это так, к слову.

Ивата кастом микрон 21000+ фантастический прибор, который очень требователен к краске и уходу, не говоря уже о прямых руках. Упоминается только из познавательных соображений. Для моделизма не пригоден.

Теперь рассмотрим различные диаметры сопел и возможность их применения в моделизме.
Самый распространенный диаметр 0,3. Для моделей авиации 1/72/144 и БТТ 1/35 является необходимым и достаточным. Для моделей в 1/48 и 1/32 было бы неплохо иметь распыл комплект 0,5мм. Самые простые JAS имеют возможность установки оного взамен 0,3. 
Сопло 0,2 мм в моделизме, на мой взгляд, непригодно. При правильном использовании сопло 0,3 чертит линию толщиной с полоску шариковой ручки. Это лишь вопрос правильного давления, и концентрации краски иногда, а так же расстояния до поверхности. для точнейшей и тончайшей линии снимается защитный диффузор и игла подносится к самой поверхности. 0,2 на бюджетных аэрографах — это скорее фишка, нежели функционал. У разных фирм возможности одного диаметра сопел отличаются. 
Конические сопла не рассматриваю. Опыт у меня небольшой и он отрицательный. На какой-нибудь объективизм не претендует. Но учитывая отсутствие его в любых линейках бесспорного лидера в мире аэрографов фирмы Ивата возможно мое мнение заслуживает внимания.
Итак, на мой взгляд, вывод очевиден: самый простой джас и прямые руки. Кривым рукам не помогут дорогие аэрографы, прямым рукам дорогой аэр не нужен. И рассуждения, как я встречаю на форуме: НР-С для грунтования очень неплох, а для прешейдинга или там 35-го масштаба Паше 0,4 подходит лучше – это игра эго.
Для моделизма с небольшим количеством моделей в год оптимальным является JAS и ему подобные. Вполне себе справляется со всеми задачами от грунта до лака. Более крутые аэрографы имеют улучшенную эргономику и более качественный факел, подающий больший процент краски в нужную точку с минимальным оверспреем. Но при этом соотношение цены и качества для моделизма не приемлемо.
Подвести итог хочу обозначением пары домыслов, которые являются причинами для смены аэрографа, как правило связанной с неплохими затратами:
• Хороший аэрограф экономичней расходует краску (грунт, лак) – это верно, но не применимо для классической техники покрытия моделей, в этом случае только опыт экономит;
• Хороший аэрограф удобней (эргономичней) – верно, но когда вы его приобретёте вас постигнет разочарование – его удобство не то, что вы ожидали, и оценить вы это сможете, часами работая с автомобилями или картинами, но не с моделями.
• Хороший аэрограф надежней – надежней любого нового аэрографа ценовой категории до 3000, но не надежней б/у иваты за 3000 руб
• У хорошего аэрографа равномерный факел — при использовании масок и с техникой окраски а-ля моделизм, как в роликах Гойны или PLASMO, не нужно париться на эту тему — оверспрей есть и у дорогих аэрографов он просто меньше. Для моделизма это не имеет значения.
И на последок: отдельные пункты описанного могут быть опровергнуты чьей-то индивидуальностью либо большим опытом. Опытный мастер, подчеркиваю, мастер, может чувствовать, как инструмент лежит в руке например, но только единицы поймут разницу в работе инструмента. Поэтому если у вас 5-10 моделей в год, и вы всетаки решили сменить аэрограф, единственный вариант, который порекомендовал бы лично я – это смена китайца на Ивату револющин 0,3 максимум или, возможно, его прямого конкурента только лишь потому, что он немного легче чистится, и заметно надежней. Но знайте: ваш результат не изменится.