Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 : БТТ и военная техника

Модель в основном смоляная, отлита достаточно качественно, каких-либо критичных недоливов и поведённостей деталей, встречающихся у данного производителя, не замечено. Направляющие пусковой установки и конструкция фермы изготовлены из белого металла. Также в комплекте лежит небольшая плата фототравления и латунные прутки разного диаметра, которые предлагается использовать для деталировки. К сожалению, декали и остекление кабины отсутствуют как класс, видимо производитель посчитал, что для продвинутых моделистов (а данная модель несомненно предназначена не для начинающих) это не проблема.

А теперь рассмотрим всё это великолепие чуть подробнее.

Рама с двигателем отлита в одну деталь:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Вывод — предполагается, что готовая модель снизу осматриваться не будет. Доработать малой кровью это вряд ли получится, так что собранную модель крепим к подставке и не переворачиваем. :)

Мосты и рессоры – особо их видно не будет, так что предложенное можно считать вполне приемлемым:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Кабина состоит из трёх деталей:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

К ним особых претензий нет, несколько грубовато сделано запорное устройство капота, которое надо либо “облагородить”, либо срезать совсем, на многих фронтовых фотографиях оно отсутствует совсем.

Ещё из придирок – слишком острый верхний угол у форточки. Cтойку зеркала предлагается просто “воткнуть” в дверь, хотя там было специальное крепление. Также зря сделана верхняя петля двери, её надо срезать (при этом оставив нижнюю). Ну и ручка двери просится на доработку:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Бронировка кабины вполне похожа на правду. Конечно лучше было бы щитки ветровых стёкол дать в фототравлении, смоляные толстоваты, но в принципе это небольшая проблема:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Облицовка радиатора, бампер и мелочёвка. Здесь всё грустно:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Решётка и защита фар толстые, немасштабные, плюс французы вместо четырнадцати планок сделали тринадцать. В качестве “лекарства” я бы предложил приспособить эту деталь из набора травления Hauler для тамиевского GMC CCKW, только надо иметь в виду, что у “Студера” была более развитая защита фар, чем у GMC, и это надо учесть при сгибании травлёнки:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Кстати, из этого Хаулеровского набора можно позаимствовать ещё много чего полезного, например бампер и зеркала.

Переходим к интерьеру. Это собственно всё:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Для доработок можно взять приборку Hauler от вышеупомянутого набора, но некоторые вещи, например ПУО, придётся делать самостоятельно. Плюс напоминаю об отсутствии остекления…

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Идём дальше. Основание под пусковую:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Когда появились первые фотографии собранной модели, некоторые коллеги высказали сомнения в форме задних крыльев. Они действительно часто были другими, но мне удалось найти фотоподтверждение предлагаемого варианта, так что оставлять крылья такими, либо их укорачивать, надо будет по фото прототипа:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Также смущают “подножки” перед задними крыльями. У меня не получилось найти ни одного военного фото, подтверждающее их наличие. Эти подножки есть только на машине из музея в Познани (модель явно делалась с оглядкой на неё) и на другом, однозначно отреставрированном аппарате. В общем установка этих деталей тоже на ваше усмотрение:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

К колёсам претензий нет, вполне похожи:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Небогатое фототравление и латунные трубочки:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Переходим к пусковой. Белый металл приемлемого качества:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

На направляющих нет канавки, по которой шёл РС, было бы неплохо её как-то обозначить. Но совсем неисправимую засаду я вижу в количестве отверстий:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

На всех фотографиях “Катюш”, имеющихся в моём распоряжении, в этом месте либо 11, либо 13 отверстий. 12, как дано на модели, я не увидел нигде. С этим наверное уже ничего не сделаешь, если только не изготавливать направляющие по-новой.

РС-ы можно охарактеризовать словом “сойдёт”. Немного неверную форму головной части можно облагородить несколькими взмахами шкурки, когда будем зачищать след от крепления литника:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Инструкция стандартна для Gaso.Line:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

И, напоследок, напомню, как модель выглядит на тестовой сборке:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Вывод – работа по постройке хорошей копии БМ-13 будет задачей непростой, но выполнимой. Надеюсь, мой обзор поможет принять вам решение о приобретении это редкой и недешёвой (46 евро) модели.

При написании обзора использованы фотографии с сайтов:

Стендовый моделизм-35: modelizm.forum2x2.ru

Военное обозрение: topwar.ru

Сайт производителя: gaso-line.eu

С уважением,

Котов Алексей

Модель в основном смоляная, отлита достаточно качественно, каких-либо критичных недоливов и поведённостей деталей, встречающихся у данного производителя, не замечено. Направляющие пусковой установки и конструкция фермы изготовлены из белого металла. Также в комплекте лежит небольшая плата фототравления и латунные прутки разного диаметра, которые предлагается использовать для деталировки. К сожалению, декали и остекление кабины отсутствуют как класс, видимо производитель посчитал, что для продвинутых моделистов (а данная модель несомненно предназначена не для начинающих) это не проблема.

А теперь рассмотрим всё это великолепие чуть подробнее.

Рама с двигателем отлита в одну деталь:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Вывод — предполагается, что готовая модель снизу осматриваться не будет. Доработать малой кровью это вряд ли получится, так что собранную модель крепим к подставке и не переворачиваем. :)
Мосты и рессоры – особо их видно не будет, так что предложенное можно считать вполне приемлемым:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Кабина состоит из трёх деталей:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

К ним особых претензий нет, несколько грубовато сделано запорное устройство капота, которое надо либо “облагородить”, либо срезать совсем, на многих фронтовых фотографиях оно отсутствует совсем.
Ещё из придирок – слишком острый верхний угол у форточки. Cтойку зеркала предлагается просто “воткнуть” в дверь, хотя там было специальное крепление. Также зря сделана верхняя петля двери, её надо срезать (при этом оставив нижнюю). Ну и ручка двери просится на доработку:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Бронировка кабины вполне похожа на правду. Конечно лучше было бы щитки ветровых стёкол дать в фототравлении, смоляные толстоваты, но в принципе это небольшая проблема:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Облицовка радиатора, бампер и мелочёвка. Здесь всё грустно:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Решётка и защита фар толстые, немасштабные, плюс французы вместо четырнадцати планок сделали тринадцать. В качестве “лекарства” я бы предложил приспособить эту деталь из набора травления Hauler для тамиевского GMC CCKW, только надо иметь в виду, что у “Студера” была более развитая защита фар, чем у GMC, и это надо учесть при сгибании травлёнки:

Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Кстати, из этого Хаулеровского набора можно позаимствовать ещё много чего полезного, например бампер и зеркала.

Переходим к интерьеру. Это собственно всё:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Для доработок можно взять приборку Hauler от вышеупомянутого набора, но некоторые вещи, например ПУО, придётся делать самостоятельно. Плюс напоминаю об отсутствии остекления…
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Идём дальше. Основание под пусковую:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Когда появились первые фотографии собранной модели, некоторые коллеги высказали сомнения в форме задних крыльев. Они действительно часто были другими, но мне удалось найти фотоподтверждение предлагаемого варианта, так что оставлять крылья такими, либо их укорачивать, надо будет по фото прототипа:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Также смущают “подножки” перед задними крыльями. У меня не получилось найти ни одного военного фото, подтверждающее их наличие. Эти подножки есть только на машине из музея в Познани (модель явно делалась с оглядкой на неё) и на другом, однозначно отреставрированном аппарате. В общем установка этих деталей тоже на ваше усмотрение:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

К колёсам претензий нет, вполне похожи:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Небогатое фототравление и латунные трубочки:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Переходим к пусковой. Белый металл приемлемого качества:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

На направляющих нет канавки, по которой шёл РС, было бы неплохо её как-то обозначить. Но совсем неисправимую засаду я вижу в количестве отверстий:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

На всех фотографиях “Катюш”, имеющихся в моём распоряжении, в этом месте либо 11, либо 13 отверстий. 12, как дано на модели, я не увидел нигде. С этим наверное уже ничего не сделаешь, если только не изготавливать направляющие по-новой.

РС-ы можно охарактеризовать словом “сойдёт”. Немного неверную форму головной части можно облагородить несколькими взмахами шкурки, когда будем зачищать след от крепления литника:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Инструкция стандартна для Gaso.Line:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

И, напоследок, напомню, как модель выглядит на тестовой сборке:
Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6 Обзор Gaso.Line 1/48 БМ-13 на шасси Studebaker US6

Вывод – работа по постройке хорошей копии БМ-13 будет задачей непростой, но выполнимой. Надеюсь, мой обзор поможет принять вам решение о приобретении это редкой и недешёвой (46 евро) модели.

При написании обзора использованы фотографии с сайтов:
Стендовый моделизм-35: modelizm.forum2x2.ru
Военное обозрение: topwar.ru
Сайт производителя: gaso-line.eu

С уважением,
Котов Алексей