A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль — И сново маза за МАЗы

 

В начале немного истории о прототипе (и что можно нестандартного «ожать» из набора).

Толчком к реализации этого проекта стало правительственное постановление от января 1966 года, обязывавшее Минский автозавод ежемесячно отправлять 5–10% своей военной продукции на мирные нужды. (Как я понимаю, производственная культура даже военных предприятий не позволяла 100% сдать военприёмке, и как всегда это шло в «массы»). А завод на этот момент выпускал МАЗ-543 различных модификаций.

Активизация работ по гражданским версиям военных автомобилей состоялась в начале 1970-х и была напрямую связана с реализацией перспективного проекта более мощного армейского семейства «Оплот».

Идея объединения разработок и внедрения сразу двух унифицированных видов машин, военных и гражданских, могла бы существенно сократить расходы и время на дорогостоящие изыскания и позволяла одновременно испытывать разные типы автомобилей с различными агрегатами и узлами. В реальности добиться высоких результатов в этом деле не удалось: новые народнохозяйственные версии по-прежнему базировались на агрегатах машин 543-й серии и с семейством «Оплот» не имели ничего общего.

Так появились две ветви развития МАЗ-543: серия 79ххх – «Оплот» и серия 73ххх – старый добрый МАЗ с небольшим апгрейдом. (Хотя и это не совсем так, имелись 73 и в «Оплотной» серии – 7311 например).

Первая попытка создать собственные многоосные пожарные машины двойного назначения состоялась в 1975 году, когда на шасси МАЗ-7310 (читай МАЗ-543) появился аэродромный автомобиль АА-60 (7310)-160 (без — .01). На этой модификации привод нагнетательного водяного насоса осуществлялся от основного двигателя через систему раздаток и карданов.

Затем последовала модификация АА-60 (7310)-160.01 (Визуальных отличий от прежней версии я не нашел). Привод насоса стал осуществляться от дополнительного 180 сильного мотора. А вот самих исполнений машины как минимум три и отличаются они задним, насосным отсеком:

— отсек имеет крышу как продолжение цистерны;

— отсек имеет конфигурацию модели (крыша срезана до уровня трапиков цистерн и имеет два больших ящика);

-отсек имеет форму модели, но ящички или маленькие или их нет вовсе, а на крыше располагаются насадки для пенотушения.

В 1979 году на базе МАЗ-7310 построили новый пожарный автомобиль АА-70 (7310)-220. «Изюминкой» этой машины стало применение нового способа тушения пожаров огнегасящим порошком, который под давлением воздуха выбрасывался через второй лафетный ствол малого диаметра. Визуально машина отличается наличием «надствольника» и емкостью для порошкового компонента за моторным отсеком .

Апофеозом этой серии стало появление версии со штатным лафетным стволом между кабинами и двумя брандспойтами на подъемной шестиметровой мачте, служившими для борьбы с огнем на высоте или на больших территориях.

Но вернёмся к модели…

Как утверждают интернетисточники: A&A Models – дочерняя компания хорошо зарекомендовавшей себя на модельном авиарынке фирмы Modelsvit…

Боксар набора представлен в штандартах Киевского аэропорта Жуляны, на широком торце крышки боковики 2-х Жулянских, 1-го Жуковского и 2-х Алма-Атинских схем маркировок.

A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы 

В коробке 11 литников серого пластика, один прозрачный литник остекления. Памятуя о прародителе, детали набора отлиты не «гут», непроливов, смещения форм нет, но царапины от неошлифованой пресс-формы имеются. Облоя практически не обнаружено. Расшивка местами весьма не аккуратна (привет от мастера с большого бодуна).

A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы 

A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы 

A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы 

Инструкция по сборке на 8-и страницах, немногословна, но информативно понятна.

В наборе присутствует листок окрасочных масок. Номенклатура рекомендованных красок ориентирована на продукцию Humbol.

A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы 

Декаль и схема окраски представлена так же в 5-и вариантах, что приятно, есть и Российский.

A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы 

Невольно хочется сравнить модель с продуктом Modelcollect МАЗ-7911, представленным ранее (последние перепаки обозначены МАЗ-7311, что не есть правда)… ссылка на обзор: http://scalemodels.ru/articles/10951-obzor-Modelcollect-1-72-maz-7911-Soviet-Army-Heavy-Truck.html

Начнём с ходовой: и это при одинаковой её закрытости сверху.

— Modelcollect подошел к теме скрупулезно. На раме проработана положенная прототипу торсионная подвеска, имеют место быть амортизаторы и карданная разводка со всем «фаршем».

— A&A стыдливо закрыл отсутствие карданной разводки непонятным «картером» на всю раму… не знаю может он и есть на прототипе? Информации достоверной пока нет, но «сумления» гложут… Дал упрощённую рычажную подвеску колёс (карданных сочленений нет). Торсионная подвеска обозначена лишь у крепления рычагов.

Промер межосевых колёсных расстояний показал НУЛЕВОЕ отклонение приведённое к масштабу у МАЗ-7911 как у длинной, так и короткой рамы… и 0 мм – между средними осями, минус 0,7мм – между первым и вторым мостом, минус 0,6 – 3-й и 4-й мосты у АА-60. Итого рама короче положенного на 1,5 мм.

A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы 

При этом, размеры указанные на боксарте модели, соответствуют пересчитанным к масштабу… (правда там ствол-лафет может "шороху" навести). 

Закабинный отсек… ну тут можно сказать все «пуля в пулю»… Хотя и тут у A&A выхлопные трубы даны единым «дрыном».

Кабины с моторным отсеком:

— Modelcollect сделал основу моноблоком, что мне кажется более правильным (помня мои «подпрыгивания» с подгонкой геометрии «Тополиных» кабин).

— A&A предлагает собирать кабины из кучи отдельных деталей…

А вот деталировку кабин дали оба производителя примерно одинаковую. Хотя кресла экипажа у Modelcollecta реалистичней.

Колёса: 

— Modelcollect в стартовом наборе даёт резиновые скаты с достаточной степенью копийности (есть даже часть маркировки шин).

— A&A дал цельнолитые, пластиковые диско-скаты… Да плюс к тому литник «К» даёт один вариант направленности «ёлочки» протектора (правда "ёлка"- голимая). На модели это будет выглядеть: одна «ёлочка» в ёлочку, а вторую автотехники одевали с песней «Привет с большого бодуна»! Видел в нете более поздний вариант модели с резиновыми скатами (cам фото не видел, но информация, что резина «родная Белорусская» от PST, а диски там «некомильфо»… Это проверено лично при сборке МОБД 15В148 на базе радара С-300 от Белорусов… Но… обе модели (пожарка и МАЗ-7911) мне обошлись в одинаковую цену. А набор от A&A с резиной уже гораздо дороже… (на 300 – 400 руб, в зависимости от торговой площадки). А если захочется смоляные колёса, то это ещё 1400 «твердых Российских»

Основной дизель:

— Modelcollect даёт достаточно подробную и как мне кажется достоверную версию двигателя. Кто-то скажет «суслик», да «суслик», но при желании можно прорезать жалюзи моторного отсека и, по крайней мере, радиатор (а он дан травлением) с роторами обдува увидим. А при съёмной кабине и того больше…

— A&A оставил эту тему без ответа… да и ладно. А вот задний отсек с насосом, приводом и трубной обвязкой можно было бы и дать… (У меня уже стоит на "стрёме" — коротал время ожидания модели, сделал и барахлишко в большие боковые отсеки).

У Modelcollect в наборе аж ДВЕ платки травления с мелочёвкой, (маленькие, но есть).

A&A лишил нас этой мелочёвки.

 

В начале немного истории о прототипе (и что можно нестандартного «ожать» из набора).
Толчком к реализации этого проекта стало правительственное постановление от января 1966 года, обязывавшее Минский автозавод ежемесячно отправлять 5–10% своей военной продукции на мирные нужды. (Как я понимаю, производственная культура даже военных предприятий не позволяла 100% сдать военприёмке, и как всегда это шло в «массы»). А завод на этот момент выпускал МАЗ-543 различных модификаций.
Активизация работ по гражданским версиям военных автомобилей состоялась в начале 1970-х и была напрямую связана с реализацией перспективного проекта более мощного армейского семейства «Оплот».
Идея объединения разработок и внедрения сразу двух унифицированных видов машин, военных и гражданских, могла бы существенно сократить расходы и время на дорогостоящие изыскания и позволяла одновременно испытывать разные типы автомобилей с различными агрегатами и узлами. В реальности добиться высоких результатов в этом деле не удалось: новые народнохозяйственные версии по-прежнему базировались на агрегатах машин 543-й серии и с семейством «Оплот» не имели ничего общего.
Так появились две ветви развития МАЗ-543: серия 79ххх – «Оплот» и серия 73ххх – старый добрый МАЗ с небольшим апгрейдом. (Хотя и это не совсем так, имелись 73 и в «Оплотной» серии – 7311 например).
Первая попытка создать собственные многоосные пожарные машины двойного назначения состоялась в 1975 году, когда на шасси МАЗ-7310 (читай МАЗ-543) появился аэродромный автомобиль АА-60 (7310)-160 (без — .01). На этой модификации привод нагнетательного водяного насоса осуществлялся от основного двигателя через систему раздаток и карданов.
Затем последовала модификация АА-60 (7310)-160.01 (Визуальных отличий от прежней версии я не нашел). Привод насоса стал осуществляться от дополнительного 180 сильного мотора. А вот самих исполнений машины как минимум три и отличаются они задним, насосным отсеком:
— отсек имеет крышу как продолжение цистерны;
— отсек имеет конфигурацию модели (крыша срезана до уровня трапиков цистерн и имеет два больших ящика);
-отсек имеет форму модели, но ящички или маленькие или их нет вовсе, а на крыше располагаются насадки для пенотушения.
В 1979 году на базе МАЗ-7310 построили новый пожарный автомобиль АА-70 (7310)-220. «Изюминкой» этой машины стало применение нового способа тушения пожаров огнегасящим порошком, который под давлением воздуха выбрасывался через второй лафетный ствол малого диаметра. Визуально машина отличается наличием «надствольника» и емкостью для порошкового компонента за моторным отсеком .
Апофеозом этой серии стало появление версии со штатным лафетным стволом между кабинами и двумя брандспойтами на подъемной шестиметровой мачте, служившими для борьбы с огнем на высоте или на больших территориях.

Но вернёмся к модели…
Как утверждают интернетисточники: A&A Models – дочерняя компания хорошо зарекомендовавшей себя на модельном авиарынке фирмы Modelsvit…

Боксар набора представлен в штандартах Киевского аэропорта Жуляны, на широком торце крышки боковики 2-х Жулянских, 1-го Жуковского и 2-х Алма-Атинских схем маркировок.
A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы 
В коробке 11 литников серого пластика, один прозрачный литник остекления. Памятуя о прародителе, детали набора отлиты не «гут», непроливов, смещения форм нет, но царапины от неошлифованой пресс-формы имеются. Облоя практически не обнаружено. Расшивка местами весьма не аккуратна (привет от мастера с большого бодуна).
A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы 
A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы 
A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы 

Инструкция по сборке на 8-и страницах, немногословна, но информативно понятна.
В наборе присутствует листок окрасочных масок. Номенклатура рекомендованных красок ориентирована на продукцию Humbol.
A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы 

Декаль и схема окраски представлена так же в 5-и вариантах, что приятно, есть и Российский.
A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы 

Невольно хочется сравнить модель с продуктом Modelcollect МАЗ-7911, представленным ранее (последние перепаки обозначены МАЗ-7311, что не есть правда)… ссылка на обзор: http://scalemodels.ru/articles/10951-obzor-Modelcollect-1-72-maz-7911-Soviet-Army-Heavy-Truck.html
Начнём с ходовой: и это при одинаковой её закрытости сверху.
— Modelcollect подошел к теме скрупулезно. На раме проработана положенная прототипу торсионная подвеска, имеют место быть амортизаторы и карданная разводка со всем «фаршем».
— A&A стыдливо закрыл отсутствие карданной разводки непонятным «картером» на всю раму… не знаю может он и есть на прототипе? Информации достоверной пока нет, но «сумления» гложут… Дал упрощённую рычажную подвеску колёс (карданных сочленений нет). Торсионная подвеска обозначена лишь у крепления рычагов.
Промер межосевых колёсных расстояний показал НУЛЕВОЕ отклонение приведённое к масштабу у МАЗ-7911 как у длинной, так и короткой рамы… и 0 мм – между средними осями, минус 0,7мм – между первым и вторым мостом, минус 0,6 – 3-й и 4-й мосты у АА-60. Итого рама короче положенного на 1,5 мм.
A&A Models 1/72 АА-60 (МАЗ-7310) Аэродромный пожарный автомобиль - И сново маза за МАЗы 
При этом, размеры указанные на боксарте модели, соответствуют пересчитанным к масштабу… (правда там ствол-лафет может "шороху" навести). 
Закабинный отсек… ну тут можно сказать все «пуля в пулю»… Хотя и тут у A&A выхлопные трубы даны единым «дрыном».
Кабины с моторным отсеком:
— Modelcollect сделал основу моноблоком, что мне кажется более правильным (помня мои «подпрыгивания» с подгонкой геометрии «Тополиных» кабин).
— A&A предлагает собирать кабины из кучи отдельных деталей…
А вот деталировку кабин дали оба производителя примерно одинаковую. Хотя кресла экипажа у Modelcollecta реалистичней.
Колёса: 
— Modelcollect в стартовом наборе даёт резиновые скаты с достаточной степенью копийности (есть даже часть маркировки шин).
— A&A дал цельнолитые, пластиковые диско-скаты… Да плюс к тому литник «К» даёт один вариант направленности «ёлочки» протектора (правда "ёлка"- голимая). На модели это будет выглядеть: одна «ёлочка» в ёлочку, а вторую автотехники одевали с песней «Привет с большого бодуна»! Видел в нете более поздний вариант модели с резиновыми скатами (cам фото не видел, но информация, что резина «родная Белорусская» от PST, а диски там «некомильфо»… Это проверено лично при сборке МОБД 15В148 на базе радара С-300 от Белорусов… Но… обе модели (пожарка и МАЗ-7911) мне обошлись в одинаковую цену. А набор от A&A с резиной уже гораздо дороже… (на 300 – 400 руб, в зависимости от торговой площадки). А если захочется смоляные колёса, то это ещё 1400 «твердых Российских»
Основной дизель:
— Modelcollect даёт достаточно подробную и как мне кажется достоверную версию двигателя. Кто-то скажет «суслик», да «суслик», но при желании можно прорезать жалюзи моторного отсека и, по крайней мере, радиатор (а он дан травлением) с роторами обдува увидим. А при съёмной кабине и того больше…
— A&A оставил эту тему без ответа… да и ладно. А вот задний отсек с насосом, приводом и трубной обвязкой можно было бы и дать… (У меня уже стоит на "стрёме" — коротал время ожидания модели, сделал и барахлишко в большие боковые отсеки).
У Modelcollect в наборе аж ДВЕ платки травления с мелочёвкой, (маленькие, но есть).
A&A лишил нас этой мелочёвки.