Особенности окраски стендовых моделей : Техники и секреты : Статьи

 Это очень хорошо показала юбилейная выставка-конкурс стендовых моделей-копий, посвященная 40-й годовщине Победы советского народа над фашистской Германией. Грубая, неумелая окраска даже тщательно выполненной модели фактически сводит на нет большую работу по её изготовлению. Мелочей здесь быть не может. Главное требование к моделям-копиям – максимальная достоверность.

Постройка модели самолёта времён Первой мировой войны имеет свои характерные особенности. Известно, что большинство того времени изготавливалось из дерева, обшивались авиационной фанерой или полотном. Некоторые моделисты пытаются, например, имитировать структуру ткани на поверхности своей модели. Это неверно. Структура полотна, которым обтягивались самолёты, неразличима даже на реальной машине – ведь поверхность летательного аппарата тщательно окрашивают и полируют. Если вам попался промышленный набор с подобным недостатком, лучше тщательно заполировать все поверхности, имитирующие полотняную обтяжку. Красить модель биплана следует ещё до окончательной сборки, а потом соскребать краску в местах стыковки узлов, потому что клей не даст прочного соединения на лакокрасочном покрытии.

При окраске учтите особенности камуфляжа различных стран. Во время гражданской войны пилоты Красной Армии летали как на самолётах, захваченных в боях, так и на производившихся на отечественных авиазаводах. Наиболее распространенными самолётами-истребителями были машины марки «Ньюпор», которые в русской армии, а затем и в авиации Красной Армии окрашивались в серебристый цвет. Известно, что эти машины сильно изнашивались, ремонтировались обычно в полевых условиях. Поэтому при окраске деталей модели, имитирующих полотняные и фанерные части самолёта, в алюминиевую краску надо добавить немного матовой белой краски или светло-серой, что даст эффект выцветшей поверхности.

Захваченные у белогвардейцев и интервентов самолёты английского производства обычно не перекрашивались, а новые опознавательные знаки наносились вручную прямо на сине-бело-красные английские кокарды. Большое значение имеет воспроизведение индивидуальных знаков пилотов, имевших широкое распространение и носивших шутливый ил устрашающий характер. При желании можно имитировать заплаты на поврежденных частях крыла или фюзеляжа, окрашивая их более светлым оттенком основного цвета. Обычно заплаты имели форму круга или четырёхугольника.

На самолётах периода Первой мировой войны при многоцветном камуфляже граница цветов была чётко выражена. На самолётах кайзеровской Германии полотняная обшивка имела вид разноцветных многоугольников правильной геометрической формы. Полотно поступало на авиазавод, будучи уже окрашенным на ткацкой фабрике. На модели подобный тип камуфляжа лучше имитировать кистью, однако эта кропотливая работа требует определённого навыка. Поверхности самолётов того периода были обычно полуматовыми, хотя только что сошедшие с конвейера машины имели идеально блестящую поверхность, которая теряла свой первоначальный вид в процессе эксплуатации.

При окончательной отделке и доводке модели времён первой мировой войны необходимо помнить о следующих мелочах: деревянные воздушные винты тщательно полировались, поэтому при окраске винта можно имитировать фактуру дерева и его цвет. Если модель достаточно велика, то винт изготавливают из дерева или фанеры и не красят. Металлическая накладка на втулку винта тускло металлического цвета. Картер и цилиндры двигателя окрашиваются под тусклый металл. Чтобы получить краску «под металл» различных оттенков можно добавить в серебристую темно-серую или коричневую или смесь в разных пропорциях. Толкатели цилиндров ярко серебристого цвета, выхлопные трубы в процессе длительной эксплуатации приобретают цвет ржавчины. Пулемёты покрывают темно-серой краской и кое-где «подстаривают» мазками под тусклый металл. Шины на колёсах самолётов-ветеранов имели ярко выраженный серый оттенок, поэтому прежде чем красить колёса шасси, необходимо добавить в матовую черную краску изрядное количество белой. Чтобы имитировать потёки грязи на колёсах, белую краску нужно добавить в темно-коричневую, тщательно размешать и аккуратно нанести кисточкой в желаемом месте. Главное при этом – не положить слишком много краски. Дымные следы от выхлопных газов лучше всего наносить аэрографом, причем цвет выхлопных загрязнений на фюзеляже может иметь темно-серый или коричневый оттенок. Эта работа требует аккуратности и тщательности, при выполнении её следует руководствоваться принципом «лучше больше, чем меньше». Важным подспорьем в работе являются фотографии реальных самолётов того времени.

Для самолётов периода Второй мировой войны характерно разнообразие окрасок и камуфляжей. Типы камуфляжей можно условно поделить на 3 группы – «рублённый», т.е. камуфляж имеющий резкую, геометрически изломанную границу цветов; «волнистый» — волнообразная граница цветов; «пятнистый» — наносятся различные цветовые пятна. Конечно существует немало подтипов и вариантов камуфляжей самолётов Второй мировой войны, но они имеют и ряд общих особенностей. Прежде всего – граница цветов. Она может быть размытая или чёткая. Для моделей копий, выполняемых в больших масштабах, это вопрос второстепенный.

В масштабе 1:72, например, граница цветов в любом случае будет выглядеть как чёткая, но масштаб 1:24 или 1:32 позволяет имитировать «размытость» цветовых грани камуфляжа.

Это может быть достигнуто как при работе аэрографом, так и кистью. Чтобы достичь подобного эффекта кистью, после нанесения «волнистого» камуфляжа необходимо смешать 2 основных цвета в пропорции 50:50 и этим полученным цветом обвести границы камуфляжных полос. Для получения резкой границы между цветами можно использовать в момент покраски различной формы «маски». Небольшие пятна наносят на фюзеляж и крыло с помощью обрезанной на 2/3 кисточки. Она окунается в краску, излишек краски снимается, затем легкими толчками в нужном месте наносятся пятна. Подобную работу делают и аэрографом, причём сначала в плотной бумаге «маски» проделывают отверстия требуемой формы несколько меньшего, чем нужно размера. После чего, придерживая «маску» на небольшом расстоянии от окрашиваемой поверхности, напыляют пятна. Они будут иметь размытые границы, как при заводской окраске из краскопульта.

Учтите то факт, что в процессе эксплуатации самолёты очень быстро теряли свой первоначальный «фабричный» вид. в местах, где располагались пулемётные или орудийные порты, различные съемные панели, где пилоты или обслуживающий персонал карабкались на фюзеляж или крылья, краска часто бывала поцарапана, проступала грунтовка или металл обшивки. Подобные «дефекты» имитируют нанесением пятен более светлого, чем основной, тона или легкими прикосновениями кисти, которую предварительно окунули в тускло-алюминиевую краску. Нагар на фюзеляже от выхлопных газов наносится с помощью аэрографа грязной серо-коричневой краской. Аэрографом же наносится пороховой нагар в местах гильзосбросов и расположения пушек и пулемётов.

При окраске модели помните, что сначала следует наносить более светлую краску, а уже потом более темный тон. Мелкие детали нужно окрашивать перед сборкой. После нанесения декали можно покрыть модель тонким слоем матового или полуматового прозрачного лака, чтобы предохранить модель от пыли и закрепить декаль. Тщательно собранная модель займёт достойное место в вашей коллекции.

А.Кашин

 Источник: "Крылья родины"

С уважением Дмитрий Любомирский.

 Это очень хорошо показала юбилейная выставка-конкурс стендовых моделей-копий, посвященная 40-й годовщине Победы советского народа над фашистской Германией. Грубая, неумелая окраска даже тщательно выполненной модели фактически сводит на нет большую работу по её изготовлению. Мелочей здесь быть не может. Главное требование к моделям-копиям – максимальная достоверность.

Постройка модели самолёта времён Первой мировой войны имеет свои характерные особенности. Известно, что большинство того времени изготавливалось из дерева, обшивались авиационной фанерой или полотном. Некоторые моделисты пытаются, например, имитировать структуру ткани на поверхности своей модели. Это неверно. Структура полотна, которым обтягивались самолёты, неразличима даже на реальной машине – ведь поверхность летательного аппарата тщательно окрашивают и полируют. Если вам попался промышленный набор с подобным недостатком, лучше тщательно заполировать все поверхности, имитирующие полотняную обтяжку. Красить модель биплана следует ещё до окончательной сборки, а потом соскребать краску в местах стыковки узлов, потому что клей не даст прочного соединения на лакокрасочном покрытии.

При окраске учтите особенности камуфляжа различных стран. Во время гражданской войны пилоты Красной Армии летали как на самолётах, захваченных в боях, так и на производившихся на отечественных авиазаводах. Наиболее распространенными самолётами-истребителями были машины марки «Ньюпор», которые в русской армии, а затем и в авиации Красной Армии окрашивались в серебристый цвет. Известно, что эти машины сильно изнашивались, ремонтировались обычно в полевых условиях. Поэтому при окраске деталей модели, имитирующих полотняные и фанерные части самолёта, в алюминиевую краску надо добавить немного матовой белой краски или светло-серой, что даст эффект выцветшей поверхности.

Захваченные у белогвардейцев и интервентов самолёты английского производства обычно не перекрашивались, а новые опознавательные знаки наносились вручную прямо на сине-бело-красные английские кокарды. Большое значение имеет воспроизведение индивидуальных знаков пилотов, имевших широкое распространение и носивших шутливый ил устрашающий характер. При желании можно имитировать заплаты на поврежденных частях крыла или фюзеляжа, окрашивая их более светлым оттенком основного цвета. Обычно заплаты имели форму круга или четырёхугольника.

На самолётах периода Первой мировой войны при многоцветном камуфляже граница цветов была чётко выражена. На самолётах кайзеровской Германии полотняная обшивка имела вид разноцветных многоугольников правильной геометрической формы. Полотно поступало на авиазавод, будучи уже окрашенным на ткацкой фабрике. На модели подобный тип камуфляжа лучше имитировать кистью, однако эта кропотливая работа требует определённого навыка. Поверхности самолётов того периода были обычно полуматовыми, хотя только что сошедшие с конвейера машины имели идеально блестящую поверхность, которая теряла свой первоначальный вид в процессе эксплуатации.

При окончательной отделке и доводке модели времён первой мировой войны необходимо помнить о следующих мелочах: деревянные воздушные винты тщательно полировались, поэтому при окраске винта можно имитировать фактуру дерева и его цвет. Если модель достаточно велика, то винт изготавливают из дерева или фанеры и не красят. Металлическая накладка на втулку винта тускло металлического цвета. Картер и цилиндры двигателя окрашиваются под тусклый металл. Чтобы получить краску «под металл» различных оттенков можно добавить в серебристую темно-серую или коричневую или смесь в разных пропорциях. Толкатели цилиндров ярко серебристого цвета, выхлопные трубы в процессе длительной эксплуатации приобретают цвет ржавчины. Пулемёты покрывают темно-серой краской и кое-где «подстаривают» мазками под тусклый металл. Шины на колёсах самолётов-ветеранов имели ярко выраженный серый оттенок, поэтому прежде чем красить колёса шасси, необходимо добавить в матовую черную краску изрядное количество белой. Чтобы имитировать потёки грязи на колёсах, белую краску нужно добавить в темно-коричневую, тщательно размешать и аккуратно нанести кисточкой в желаемом месте. Главное при этом – не положить слишком много краски. Дымные следы от выхлопных газов лучше всего наносить аэрографом, причем цвет выхлопных загрязнений на фюзеляже может иметь темно-серый или коричневый оттенок. Эта работа требует аккуратности и тщательности, при выполнении её следует руководствоваться принципом «лучше больше, чем меньше». Важным подспорьем в работе являются фотографии реальных самолётов того времени.

Для самолётов периода Второй мировой войны характерно разнообразие окрасок и камуфляжей. Типы камуфляжей можно условно поделить на 3 группы – «рублённый», т.е. камуфляж имеющий резкую, геометрически изломанную границу цветов; «волнистый» — волнообразная граница цветов; «пятнистый» — наносятся различные цветовые пятна. Конечно существует немало подтипов и вариантов камуфляжей самолётов Второй мировой войны, но они имеют и ряд общих особенностей. Прежде всего – граница цветов. Она может быть размытая или чёткая. Для моделей копий, выполняемых в больших масштабах, это вопрос второстепенный.

В масштабе 1:72, например, граница цветов в любом случае будет выглядеть как чёткая, но масштаб 1:24 или 1:32 позволяет имитировать «размытость» цветовых грани камуфляжа.
Это может быть достигнуто как при работе аэрографом, так и кистью. Чтобы достичь подобного эффекта кистью, после нанесения «волнистого» камуфляжа необходимо смешать 2 основных цвета в пропорции 50:50 и этим полученным цветом обвести границы камуфляжных полос. Для получения резкой границы между цветами можно использовать в момент покраски различной формы «маски». Небольшие пятна наносят на фюзеляж и крыло с помощью обрезанной на 2/3 кисточки. Она окунается в краску, излишек краски снимается, затем легкими толчками в нужном месте наносятся пятна. Подобную работу делают и аэрографом, причём сначала в плотной бумаге «маски» проделывают отверстия требуемой формы несколько меньшего, чем нужно размера. После чего, придерживая «маску» на небольшом расстоянии от окрашиваемой поверхности, напыляют пятна. Они будут иметь размытые границы, как при заводской окраске из краскопульта.

Учтите то факт, что в процессе эксплуатации самолёты очень быстро теряли свой первоначальный «фабричный» вид. в местах, где располагались пулемётные или орудийные порты, различные съемные панели, где пилоты или обслуживающий персонал карабкались на фюзеляж или крылья, краска часто бывала поцарапана, проступала грунтовка или металл обшивки. Подобные «дефекты» имитируют нанесением пятен более светлого, чем основной, тона или легкими прикосновениями кисти, которую предварительно окунули в тускло-алюминиевую краску. Нагар на фюзеляже от выхлопных газов наносится с помощью аэрографа грязной серо-коричневой краской. Аэрографом же наносится пороховой нагар в местах гильзосбросов и расположения пушек и пулемётов.

При окраске модели помните, что сначала следует наносить более светлую краску, а уже потом более темный тон. Мелкие детали нужно окрашивать перед сборкой. После нанесения декали можно покрыть модель тонким слоем матового или полуматового прозрачного лака, чтобы предохранить модель от пыли и закрепить декаль. Тщательно собранная модель займёт достойное место в вашей коллекции.

А.Кашин

 Источник: "Крылья родины"

С уважением Дмитрий Любомирский.